I'm still standing (c)
Моя тема — память, этот крылатый призрак, взлетевший надо мною однажды пасмурным военным утром.
(с) Ивлин Во, "Возвращение в Брайдсхед"
(с) Ивлин Во, "Возвращение в Брайдсхед"
читать дальшеМы с Аней любим вести дискуссии о разнице в природе различных соционических квадр. В продолжение одной из подобных дискуссий я вспомнила, что давно хотела рассказать про одну из самых любимых своих книг))
Ивлин Во был британским


Мистер Во был Бальзаком)))) И писал он очень третьеквадровые книжки, полные иронии, километров сарказма, приподнятых бровей и сцен в стиле доктора Хауса, в которых, как раньше сказали бы, без устали бичевал пороки общества - причем с тем же выражением лица, с каким Шерлок бичевал труп в начале первой серии: самозабвенного удовольствия виктима, который дорвался что-то избить, но при этом оно не дает сдачи, так как уже мертво))) Вот так же примерно и у Ивлина Во с английским обществом)))
Что самое милое - в советском союзе большими тиражами печатали его самые неудачные, на мой личный вкус, романы "Не жалейте флагов" и "Офицеры и джентльмены" , где он делает все то же, что делает во всех остальных книгах, но почему-то в пятнадцать раз длиннее, и из длинной новеллы превращая это в рыхлый, желчный и довольно унылый том толщиной в "Войну и мир".
В предисловиях ко всем этим романам советские литературоведы писали о том, что он, как и было сказано выше, БИЧЕВАЛ прогнивший капитализм, но при этом писали про него как-то осторожно, потому что советские литературоведы были совершенно не дураки и понимали, что на самом деле он просто бичует все, что попадает ему под руку, никакой идеалогической борьбы не ведет, и насмехается над коммунистами, неграми, женщинам, евреями, бедняками и пр. точно так же, как насмехается над богатыми. Ну то есть как доктор Хаус - яда много и он просто хаотически и иногда очень забавно брызжет в разные стороны, но при этом это все не от злости, а от какой-то бесконечной внутренней печали, и какого-то такого виктимного одиночества, построенного на том, что сколько бы ты ни порол общество, оно в любой момент зайдет к тебе в гостиную, затопчет ковер, сломает твои крестражи, а маленький ты не сможешь этому противостоять.
Википедия говорит нам, что "Герои произведений Ивлина Во — это череда карикатурных, порой гротескных, граничащих с абсурдностью портретов «джентльменов» современной ему Англии, от позёров, бездельников, пустомель, мошенников и пройдох до вызывающих сочувственную улыбку истинно порядочных простаков". Если одним словом - как Дживс и Вустер, только без милоты




Словом, по-моему, он так бы и остался хорошим, но совершенно не гениальным писателем, известным только особо ярым любителям английской литературы прошлого века - если бы в 1945 году на него не спустился какой-то луч невероятной созидательной силы(с) - и он вдруг взял и написал роман "Возвращение в Брайдсхед".
Эта книга почти не похожа ни на один из его романов, и по праву считается лучшей.
Аня мне тут рассказывала прекрасную историю про то, как Маяковского доводили Лиля Брик и ее муж, чтобы сделать из него хорошего поэта - и вот огромный сильный Маяковский сидел и рыдал в кафе, а над ним смеялись продавщицы. Вот, фигурально выражаясь, злостно и смешно бичевавший всех Ивлин Во, человек с лицом Майкрофта Холмса, один раз в жизни вдруг сел и заплакал, и над ним смеялись продавщицы, а он все продолжал, уже не зная, от чего плачет - от грусти, от ярости на весь этот смешной уродливый мир, от усталости, неловкими и жутковатыми слезами доведенного до ручки человека из третьей квадры - и это в этом романе самое прекрасное: редкое ощущение, что автор и вполовину не понял, как громко он плачет и как разрывается его сердце - просто придумал историю об этом, чтобы как-то отвлечься, и даже сам не понял, что сделал.
У романов Во была всегда одна большая проблема, надо сказать, типичная для британской литературы



"Ваша проблема в том, что вы, англичане, все гомосексуалисты"(с)


Но при этом. При этом.
Знаете, недавно я долго думала и поняла, в чем величие британских сериалов и кино - у них есть несколько постоянно повторяющихся черт, и одна из них - то, что, при том что они подсмеиваются над всем, они забавные, иногда страшные - но они никогда не смеются над любовью во всех ее проявлениях. У нас в стране, я думаю, отчасти так плохо с кино, потому что у нас, как это банально ни звучит, нет ценностей. Мы как нация на данном этапе развития забыли о любви все что могли, мы понятия не имеем, какая она, и поэтому не умеем о ней говорить, скатываясь в диапазон от какой-то тихой злобы до банальных штампов. Англичане всегда развенчивают и переворачивают штампы, это одна из главных черт их кино - но при этом у них есть внутри какое-то очень достойное, глубокое ощущение: любовь - к чему угодно - это святое чувство, и тот, кто над ним смеется или относится к нему без трепета, как к разменной монете для зарабатывания денег на сериалах, будет наказан.
И они в лучших своих фильмах как-то так в это верят, что то, что наши чаще всего сняли бы банально и скучно, у них получается великолепным. Это дает историям тот нерв, который позволяет нам сопереживать. У нас запрещают пропаганду всего, но при этом - вот уж странный парадокс - нация, которую просто ну уже лет сто как не шокируешь словом "гей", пишет самые прекрасные истории о совершенно гетеросексуальной любви. Я думаю, одно связано с другим: в каждом своем фильме они признают, что потребность любить и быть любимым не менее важна для человека, чем система здравоохранения и налогов. Спокойное отношение к гомосексуализму - просто одно из проявлений этого понимания, к которому они тоже пришли не сразу. У нас встают в такую позу сладострастного внимания, когда об этом заходит речь, что я иногда думаю: всё это неправильно, потому что чем больше запрещать людям, тем грязнее становится их воображение, от того, что людей постоянно подавляют стыдом, ничего хорошего не выйдет - мы и так уже задавлены этим стыдом со всех сторон. Я к тому, что дело не в геях. Толкиеновские хоббиты идут в Мордор, потому что любят друзей. Шерлок любит Джона. Бэл и Фредди из сериала Час любят друг друга нормальной недосказанной любовью двух трудоголиков, которые понимают, что все равно новости для обоих всегда будут важнее семьи, и все равно продолжают друг друга любить. Мальчик любит своего боевого коня. Боевой конь любит мальчика, а еще он любит второго боевого коня и оплакивает его, когда он подыхает. Дживс любит Вустера. Доктор любит своих спутников, но теряет их и теряет, как дерево листья по осени, и встречая каждого следующего, уже знает, что все всегда кончается. В Гарри Поттере все любят всех - отчасти поэтому получился такой крутой фандом, не потому что тупо много персонажей, вон в Лосте тоже много, про них же никто не пишет))) - а потому что очень много интересных отношений и, как у БГ, слишком много любви. В Скайфолле Сильва очень любит М. И ни над одним из этих чувств ни один сценарист ни разу не смеется, наоборот, у меня иногда такое впечатление, что они пишут и сами плачут

Это я все к чему


И вот здесь наступает самое прекрасное, что есть в этом романе.
Главный герой, Чарльз, начинает книгу как студент Оксфорда, потом он художник, потом он военный. Жизнь у него сложилось очень удачно. Он путешествовал, он женат, потом у него начинается роман с другой красавицей, он не только популярный художник, но еще и получает за это деньги и живет очень неплохо. Мало того: все в этой книге любят его так, как все герои любят Воландера в сериале Воландер - просто так, за то, что он такой исключительный.


Вот она, - отвечу я.
читать дальше

Чарльз - большой желтый гриб. Он успешно социализируется, мимикрирует и являет собой образ достойного налогоплательщика - но при этом он ничего не понимает и не хочет понимать в том, что происходит вокруг него. Он - типичный герой Ивлина Во, только на этот раз без сарказма - Бальзак, который жил бы себе спокойно, тихой жизнью гриба в лесу, если бы этот мир постоянно не хотел любить его и ломать его крестражи. Вокруг него страдают люди, все рушится, он не спасает тех, кто ждал этого от него, потому что даже не понимает, в чем проблема и зачем ему спасать от самоубийства тех, кто сам привязывает камень себе на шею и со слезами готов сброситься с Титаника - все равно скорее всего не прыгнут. При этом он совершенно не плохой человек - просто он чужд любви, она пугает его, как бы он ни пытался убедить себя в обратном - но при этом, при этом, он тоже человек и с удовольствием вспоминает те моменты, когда он был счастлив, особенно то счастливое лето с юным лордом Себастьяном Флайтом, и бурный роман с его сестрой на большом океанском лайнере, он хороший человек и ему кажется, что он сделал что мог - но вот только если бы вместо него через книгу ходила ростовая фигура подосиновика, не изменилось бы ничего. Вокруг него происходят события, люди влюбляются и разочаровываются, плачут, неестественно веселятся, ревнуют, начинают горячо верить в Бога, перестают горячо верить в Бога,


И вот тут еще одно самое прекрасное. Книга написана ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. От лица гриба. Мы видим его не со стороны - мы видим все это только его глазами, это его история, его воспоминания, и тут возникает потрясающий эффект - то, что он рассказывает, начинает выглядеть по-разному для него и для читателей. Мы не согласны с человеком, глазами которого смотрим на этот мир. Мы как будто, понимаете, как в том фильме - смотрим на мир изнутри Джона Малковича, но при этом мы ненавидим Джона Малковича, мы видим, как он все рушит к чертям собачьим, но все, что мы можем сделать - продолжать идентифицироваться себя с ним и смотреть на мир сквозь щелочку его глаз.
И каждый раз у тебя чувство, что он вот-вот что-то поймет, а потом - а, нет, показалось. В результате в самом конце там есть прекрасная сцена: он, единственный выживший во всей этой истории бесконечного кораблекрушения, со своей ротой во время войны случайно останавливается в особняке, где все это происходило. Там он бродит и предается ностальгическим воспоминаниям, от сентиментального тона которых читателю хочется закричать и размозжить голову рассказчику, но вот только нельзя убить Малковича, в котором сидишь.

Он смотрит на лампаду, все еще почему-то горящую перед алтарем, молится


"Я прибавил шагу и вошел в барак, где находилась наша столовая.
- У вас что-то сегодня необычно бодрый вид, - сказал мой помкомроты".
Сколько бы раз я это не прочла, каждый раз я испытываю чувство невероятной силы. Мне хочется, чтобы этот герой правда существовал, и как только он обретет плоть и кровь, разорвать его ногтями на куски и скормить собакам. Я хочу, чтобы он горел в аду, при этом я знаю, что он туда не попадет, потому что он ведь был таким хорошим. Я просто не могу, каждый раз читаю и прямо бледнею, и плачу потом, не от жалости, а просто от того, какая жизнь непоправимая вещь.
Мне кажется, на этом романе Ивлин Во так надорвался, что после этого начал писать хуже, а не лучше - все его романы после этого даже хуже, чем ранние. Просто видно, что он в этом ВвБ так выебал себе мозг, так намотал собственные кишки на кулак, так разорвал себе сердце от любви и от злости на мир и на самого себя, что его хватило ровно на один раз. С этим он и остался в наших сердцах - с остроумным, странным и печальным романом, который входит почти во все рейтинги лучших английских книг XX века, ну и с парой десятков желчных и холодных историй про войну, революции в африканских странах и золотую молодежь двадцатых.
А теперь пару слов об экранизациях)))
Их был две. Первым был сериал начала восьмидесятых, где Чарльза играл молодой Джереми Айронс. Себастьяна - того самого юного лорда - играл какой-то никому не запомнившийся актер. И проблема этой экранизации была в том, что Айронс играл. Он как хороший актер очень старательно и вдумчиво играл Чарльза - но это все равно что по Станиславскому играть ростовую фигуру плавленого сырка: и смех, и грех. Поэтому как бы я ни любила Айронса, тут он был как-то не к месту, и в целом эта экранизация большого успеха не имела, что-то они такое не поймали в этой истории.
Не то в 2008, не то в 2009 году Джулиан Джэрролд, который до этого, как водится, экранизировал Диккенса и Остин, снял фильм. Фильм в целом тоже считается неудачным, и этому есть причина: он очень иллюстративный и в целом соотносится с книгой так же, как последняя экранизация Анны Карениной соотносится с романом Толстого. Из ВвБ в фильм попали красивые интерьеры и экстерьеры, костюмы и - в очень общих чертах - сюжет.
Но при этом он все равно мне понравился и оставил какое-то приятное впечатление - в основном благодаря актерам.
Чарльза там играл Мэтью Гуд. Я его мало где видела и не знаю - это пустое лицо с немногочисленными фальшивыми выражениями - это его обычная черта или гениальная находка режиссера. Он тут ровно такой, каким должен быть Чарльз: он ужасно напоминает Кена для Барби. Идеальный кастинг.
Себастьяна играл Бен Уишоу, и это была еще одна находка. В предыдущей экранизации Айронс играл, а вот Себастьян был очень декоративный - просто красивый странный мальчик из угасающей аристократии. Режиссер в этом фильме идеально сместил акценты: Чарльзу играть не надо, он тут не для этого, а вот Себастьян должен играть так, чтоб немцы просто встали и вышли из зала (с) Он и сыграл - для меня это до сих пор лучшая роль Бена Уишоу, просто фантастика. Потому что ВвБ - история Себастьяна не меньше, чем Чарльза. Мальчик, которому в тот период его жизни, чтобы не сойти с ума, безумно нужно было одно: влюбиться. Он влюбился, но неудачно: в зомби, и это разрушило его жизнь. Но финал его истории - это прямо высшая точка всего, я до сих пор не знаю, как Ивлин Во это выдумал. И нет, он не покончил с собой, все было сложнее))))
Джулию играла какая-то девушка, ничего особенного, и это тоже здорово - суть Джулии в том, что отчасти она такой же гриб, как Чарльз - именно поэтому они в этом жестоком мире ненадолго придрейфовали друг к другу: но их якобы бурный роман выглядел как трейлер к фильму про зомби, и постепенно тихо и мирно сошел на нет - и для этой истории такая Джулия как раз отлично подходит, как ни парадоксально. Если бы ее играл кто-нибудь вроде Кейт Уинслет, это бы, как с Джереми Айронсом, все испортило)))))
Леди Марчмейн - мать Себастьяна и Джулии - играла Эмма Томпсон. Я тогда еще не знала, что это бывшая жена сэра Кеннета, я ее вообще первый раз тогда видела, но так полюбила, что до сих пор каждый раз вижу ее и радуюсь)))
Как обычно - хотела в двух словах, накатала телегу.


@темы: Соционика, Битва экстрасенсов на канале "Культура", Реки
Правда, утверждать не берусь, я вроде где-то читала, а сейчас найти не могу.
После вашего отзыва даже и читать как-то страшно — вдруг ничего не поймёшь и ничего такого умного сказать не сможешь
Алатау, Вот я подозревала что-то в этом роде!
После вашего отзыва даже и читать как-то страшно — вдруг ничего не поймёшь и ничего такого умного сказать не сможешь
Так книжки же нужны не для того, чтобы сказать что-то умное)))))))) У каждого свое кино (с) )))))))))))
Глупо, конечно. Предрассудки.
Книгу когда-то читала, а экранизацию не смотрела - но явно нужно, особенно раз Эмма Томпсон (страшно люблю ее)! Спасибо большое за такой чудесный пост и наводку)
Не за что! И фильм хороший, посмотрите)))))))
фильм теперь в самом верху списка "нужно посмотреть", даже удивлена, что пропустила и до сих пор не натыкалась на него)
Не читала книгу, но ты так увлекательно и эмоционально о ней рассказываешь, что я начинаю жалеть, что в моей жизни не было таких красноречивых преподавателей литературы!
Давно хотела о Ивлине Во интересного почитать.)))
А насчет Гуда. В Одиноком мужчине он проходил примерно с вот таким выражением лица ==>
Как и в Брайдсхеде. Так что да, наверное так играет
А еще в фильме 2008 года невероятные саундтреки
Скачать бесплатно Adrian Johnston - Always Summer (OST Brideshead Revisited) на Muzebra.com.
The Sh@dow, Спасибо!!!!)))))))))))))))))))) Да, подход в нашем деле - это всё
first daughter, А, я-то думаю, где я его видела
и да, ппкс, саундтрек прекрасный!!!
Спасибо, Лив!
блин, вот так начнешь читать твои обзоры-отчеты-рассуждения, не знаю как назвать, и просмотр того, о чем ты пишешь, становится просто обязательным
Опять же не знаю, возможно, все дело в том, что это соседняя квадра, но так прекрасно, нежно, бережно, тонко, искренне, трогательно и надрывно, как умеют любить бальзаки, по-моему, так удивительно не умеет любить никто
Но это, что касается соционики)))
Что же касается кризиса восприятия и выражения любви в постмодернистическом искусстве России нулевых, дорогой Хью (хохо), я для себя вижу только один ответ. Весь обман последнего столетия для русского народа строился, как раз, на любви, потому что, как мне кажется, изначально это было единственным, что могло зацепить вечно тоскующую, одинокую, голодную, голую, загадочную русскую душу
ак прекрасно, нежно, бережно, тонко, искренне, трогательно и надрывно, как умеют любить бальзаки, по-моему, так удивительно не умеет любить никто
Так вот это меня в этой книге каждый раз больше всего поражает - как Бальзак, который всю жизнь насмехался над всеми, мог написать такую трогательную ужасную историю
А про кризис, Стивен, вы так правильно сказали! Щас, пододжите, где мой лорнет
кризис любви хоть к чему-то
угу. как любить, что любить, с какой стороны подойти к этому, чтобы его любить - никто не знает
король под горой, ДАВАЙТЕ! ПОСМОТРИТЕ! УРА!!!
Madiken,
Да! Черт возьми, Хью! Да! Понимаешь? Не понимаю, почему вас это удивляет, нет не в плане Ивлина Во, а в плане бальзаков
Так вот, да, невозможно уже, понимаете, покупать людей бесконечно на одно и то же
Вы знаете, я верю, что это однажды закончится
жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе


У меня точно такое же ощущение осталось от фильма. Просто прикончить хотелось ГГ.
Спасибо, теперь-то я точно рассортировала, что, как и почему.
Потому что они так редко выражают свои чувства, что можно состариться, пока дождешься
Вы знаете, я верю, что это однажды закончится
В этом ваша, таксказать, сила, брат
nataljaolenec,
Emma Frost, Так я знаю, что это как раз и есть нормальный, традиционный взгляд на эту книгу - вменяемый человек нового мира против красивых умирающих бесполезных бабочек))) Но все равно не могу, мое личное впечатление другое, ничего не могу с собой поделать)))
Гость, Ну что ж вы, барышня
я готова тащить и цитировать, и кричать на каждом углу об этой любви во всех английских произведениях! Если бы Вы знали, как я с Вами согласна! Вы просто открыли мне глаза на этот момент, незначительную, вроде бы, детель, которая переворачивает весь внутренний мир с ног на голову! Наконец я осознала, за что именно так люблю всех этих героев, почему страдаю, но смотрю, смотрю и страдаю и так мне хорошо от этого
Недавно пыталась сформулировать нечто подобное, описывая свои ощущения от первых сезонов Мерлина, но, понимаете, не смогла! Так как Вы это сделали...СПАСИБО!
Поняла, что нужно прочитать книгу, потому что фильм смотрела
и половину поста читала собакой-подозревакой, что, где-то я это всё уже слышала
. Обязательно прочитаю и пересмотрю с новыми силами! Потому что очень стоящая вещь!Спасибо Вам огромное за этот пост!
Empatik, Ох, слушайте, я страшно рада, что мы так совпали)))) Любви вам тоже, и побольше)))))))))
Всегда пожалуйста!!!
Empatik, Ох, слушайте, я страшно рада, что мы так совпали)))) Любви вам тоже, и побольше)))))))))
Всегда пожалуйста!!!
потом я прочитала Ивлина Во — Брайдсхед и Черная напасть
вторую я едва смогла дочитать до трети — это очень нудно
а Брайдсхед — он действительно такой: пронзительный, нежный, ироничный и горький, как Себастиан в исполнении Уишоу
он как бы все отмечает, фиксирует, но не может прочувствовать
и мне кажется, он сам это понимает. догадался, что подошел к чему-то волшебному, что было прямо перед его глазами - но ничего не смог увидеть, как если бы все видели волшебный фонарь, а он видел простой, с обычной свечкой внутри, с железными ободками, и никаких картинок мелькающих
но все-таки эхо этого волшебства до него доносилось, и он прислушивался, старался расслышать.
но не смог
он как бы все отмечает, фиксирует, но не может прочувствовать
ДАААА! Абсолютно!
Да-да, ты все так правильно сказала, и это УЖАС КАК ГРУСТНО
Кстати! У Во есть отличный рассказ "Морское путешествие", оттуда как раз эта фраза - ужас как грустно)))))))) Очень советую
грызть, так сказать, гранит