I'm still standing (c)
Мы с *печенька* в эти праздники продолжили свое турне по городам русским - на этот раз в Великом Новгороде.
Под катом – история о Колине Ферте в роли Феофана Грека, Томе Харди в роли богатыря земли русской, новгородском боевом коне, общежитии имени Джеймса Бонда, а также о лучшем Дне Победы в нашей жизни.

9 мая. На горячем боевом коне
читать дальшеЗнаете, почему я люблю ездить в плацкартных вагонах? Там всегда что-нибудь происходит.
На этот раз мы как раз успели улечься спать, когда в районе верхней боковой полки напротив нас началось Действо.
Из Москвы с нами ехал мрачный громогласный мужчина, который бережно застелил эту верхнюю полку, а потом ушел спать куда-то в другое место. И тут - было за полночь - он вернулся, потому что на какой-то станции в вагон села его супруга - и села явно после веселой алкогольной вечеринки.
- Полезай на полку, я тебе постелил, - хмуро сказал ее муж.
- Котик, я обиделась. Я не хочу на верхнюю полку. Я хочу на нижнюю, - надув губы и покачиваясь в такт поезду, сказала женщина.
- На нижнюю билетов не было. Полезай, я сказал.
- Не полезу, - обиженно сказала женщина.
Тут я поняла, что все это время она сидит на краю нижней полки, на которой кто-то в то же время мирно и безмятежно спит. Она попыталась улечься прямо туда, но муж ее вовремя подхватил и угрожающе сказал:
- А ну немедленно полезай!
- Не полезу. Я с тобой вообще не разговариваю.
Дальнейшее слилось в моей голове в какой-то бесконечный мультик. Еще где-то с полчаса продолжалась все та же бесконечная беседа, состоявшая из двух реплик:
- Полезай.
- Не полезу.
Потом какая-то женщина спросила их, когда же они уже закончат выяснять отношения и дадут всем поспать, на что мужчина с яростью человека, доведенного до белого каления, рявкнул "Ничего мы не выясняем, всем спать!". Учитывая его крупную комплекцию, больше никто ему не возразил, и за дальнейшим развитием событий все с интересом наблюдали каждый со своей полки. Перепалка постепенно становилась все более вялой, и я уже почти задремала, когда кто-то внезапно крепко схватил меня за ногу. Я подскочила на своей верхней полке, треснувшись головой о багажную полку, и увидела следующую картину: мужчине надоело спорить, и он попытался закинуть жену на полку сам - а она, пыхтя, сопротивлялась, хватая все на своем пути. Тут поезд качнуло, и мужчине пришлось ее поставить на место. Так повторилось еще несколько раз. Пассажиры следили за драмой, затаив дыхание.

И когда попытки не увенчались успехом, мужчина наконец окончательно поставил жену на пол и утомленно сказал:
- Знаешь, что? Залезь на верхнюю полку и помри там.
На что женщина вдруг весело, игриво захихикала, залезла на верхнюю полку и уснула.
Было уже часа три ночи, и вагон утомленно провалился в сон.
А утром нас разбудило нежное, зычное воркование. Мужчина щекотал жену, лежащую все на той же полке, за бока, и басом мурлыкал:
- Кто это такой хорошенький тут лежит? Кто это тут у нас лежит такой сонный?
И они радостно вышли из поезда.
Мы выпали на платформу вслед за ними, зевая настолько широко, что я даже не запомнила, как выглядит новгородский вокзал.
На этот раз мы не стали ждать милостей от природы и вкусного завтрака - от привокзальной площади в полседьмого утра, и сразу отправились в Макдональдс, а оттуда по тихим солнечным улицам пошли в сторону гостиницы.
Кстати, о гостинице. К тому времени, как мы решили поехать в Новгород, оказалось, что места остались только в хостеле, две койки в комнате на восемь человек. Но в последний момент Печенька нашла номер на двоих в гостинице под названием «Роза ветров», и мы вздохнули с облегчением, потому что мы в комнате на восьмерых - это прям как вот эта картинка.

- Тут наверняка где-то есть центральная улица, - оглядывая поля вокруг, неуверенно сказала я.
- Это и есть почти центральная улица, - сказала Катя. - О! Вон, видите мрачное кирпичное здание, у которого на стене огромное графитти с пистолетом и номером "007"? Это наша гостиница!
- Катя, вы уверены, что это наша шикарная гостиница? - подозрительно спросила я. - Там написано «Роза ветров - Общежитие новгородского института развития образования».

- Не нравится общежитие - идите спать в хостел, - сказала Печенька. - А тут, судя по надписи, даже Джеймс Бонд останавливался.
- И записал свое имя в книге отзывов и предложений. На стене. Ладно, заходим.

Селиться было еще слишком рано, и мы оставили рюкзаки в комнате со старинной мебелью и стенами, обклеенными пожелтевшими от времени надписями «Внимание: окрашено».
- А если хотите зайти в туалет – он в аудитории сто три, - радушно сказала администратор.
На этой радостной ноте мы покинули гостиницу и отправились в Кремль. Он был открыт, но там совершенно никого не было - поскольку восьми утра еще тоже не было.
- И только мы, цвет московской социопатии, начинаем инстаграмить уже на рассвете, - сказала Печенька.
Как ни странно, первым, кого мы встретили в Кремле, оказался юный новгородский хипстер.
- Почему вы решили, что он хипстер? - спросила Печенька. - Он раскладывает цветы у вечного огня.
- Видите дулечку у него на голове? Это самая ультрамодная хипстерская прическа, запомните! Нижнюю половину головы побрить, а на верхней отрастить волосы подлиннее и закрутить их петелькой. Но это хороший, общественно полезный хипстер. Парад начинается в десять - пойдемте, у нас еще есть время все осмотреть.
Первым, что мы осмотрели, оказался крайне оригинальный военный памятник. Издали он выглядит просто как человек на коне. Но, подойдя ближе, мы поняли: что-то у этого коня странное с задними ногами - они какие-то перепутанные. А подойдя совсем близко, мы поняли, что ноги-то стоят на земле, а вот этот клубок под брюхом коня – это перекрученная искореженная свастика.
Запрокинув головы, мы долго смотрели на то, что открылось нашему взору при более подробном рассмотрении.
- Знаете, я бы поняла, если бы он поставил на свастику копыто, - задумчиво сказала я. - Тогда мысль была бы ясна – конь ее как бы попирает. Но тут она у него в таком месте, что он… ммм… ее попирает какой-то нестандартной частью, он как бы кладет он на нее свой в подробностях представленный бронзовый… ммм… хм.
- Это очень народный памятник. Конь так выражает свое презрение к фашизму, - не моргнув глазом, пояснила Катя, и мы пошли гулять дальше.
Вот он, памятник.
читать дальше
***
Когда Новгород освободили от фашистской оккупации, в нем оставалось тридцать восемь человек. Остальные погибли или были угнаны в лагеря. В Новгороде до сих пор работают аж несколько поисковых отрядов, которые в непроходимых лесах ищут останки воинов, пропавших без вести, их жетоны и военную технику - вот так уже нашли сотни тысяч человек.
Смотришь на фотографии этого Кремля во время войны - он почти разрушен. У соборов купола пробиты снарядами, в стене высоченной башни с неприличным-как-ни-поставь-ударение названием Кокуй - огромная дыра, а со знаменитого памятника тысячелетию России фашисты, просто ради морального давления, сбросили все фигуры и раскидали по Кремлю, и лежали они там, торча из снега бронзовыми руками, до самого освобождения города.
И когда мы стояли там - был такой солнечный, тихий, теплый день, и так спокойно было вокруг. Все соборы как новенькие, башня Кокуй - как новенькая, насколько может быть новеньким что-то построенное при Иване Грозном. И, стоя тем утром посреди этого Кремля сказочной красоты, я чувствовала такую гордость, что чуть не лопнула. У меня, как и у каждого в стране, половина родственников старшего поколения погибли в войну – они из Вологодской области, и все полегли в боях за Ленинград. И все было не зря. Все фигуры в памятнике тысячелетию России поставили на место и это, в конце концов, наш памятник, и никто не смеет скидывать с него наших князей и втаптывать в снег.
И когда начался парад, я видела, что люди вокруг думают о том же: все так искренне радовались, как будто вчера победили, как будто не могут поверить, что правда победили. Дети подбегали и дарили ветеранам цветы, и я прямо еле держалась, чтоб не реветь, каждый День Победы еле держусь, но тут был момент, когда все-таки заревела. Когда началось шествие бессмертного полка и все эти семьи и школьные классы вышли с портретами своих родичей - все старенькие ветераны на трибунах встали, и стояли все время, пока шла эта колонна, это просто мне сердце разорвало.
Знаете, наша страна – как папаша-Мердок, про которого в начале Сорвиголовы Мэтт рассказывает священнику: «Он был боксер-любитель, и в основном проигрывал. Но вы бы видели - как же он держал удар!».
***
Когда парад и возложение цветов закончились, половина города так же, как мы, решила, что пора поесть, так что кафе вокруг площади предсказуемо были заняты. За исключением разве что странного заведения, в которое мы так ни разу и не решились зайти: огромный ресторан прямо на главной площади с совершенно черными стенами, черной дверью и тонированными стеклами в черных-черных окнах, вроде бы открытый, но совершенно тихий в любое время дня – издали похож на что-то вроде Мавзолея, но весело называется при этом «Хорошие люди».
Девушка в одном из кафе сказала, что наверняка есть места в другом заведении их сети – и предложила вызвать для нас туда такси, потому что это далеко. Мы посмотрели на карту, поняли, что новгородское далеко - это 15 минут пешком, и отправились туда свои ходом.
Через пять минут от Кремля центр кончился. Через семь минут вокруг потянулись поля, овраги, перелесок, цветущие яблони и избушки на вид старше, чем Ленин.Через десять минут мы наткнулись на рынок почти в чистом поле, перед которым продавали кроликов, щенков и искусственные цветы. Через двенадцать минут улица расширилась и закаменела обратно, будто мы разом из 1910 года попали в 1970, и в одном из глыбообразных домов советской архитектуры, напротив мебельного магазина с космическим названием «Вуокс», внезапно оказалась хипстерская кафешка с американской музыкой пятидесятых, куда мы и упали.
После обеда мы решили прокатиться на кораблике на озеро Ильмень (впервые в жизни узнав, что ударение в этом слове падает не так же, как в слове пельмень, а наоборот
).
- Смотрите, Катя, "Титаник" - это же совершенно мифологическая история! - с жаром говорила я, жуя пирожок и глядя на сияющие воды Волхова, проносящиеся под нами. - Главная героиня - это воплощение Персефоны, которую юный герой, не меняющийся и неподвластный времени, как.... как легкокрылый Гермес, вырвал из царства Аида, за которого она обречена выйти замуж, и спас ее, оставшись в ее памяти таким же прекрасным и неизменным, как древние боги на вазах, понимаете?
Люди вокруг:
- Понимаем! Кул стори, бро!

Потом мы с бешеным лязгом покатались в парке у стен Кремля на аттракционах, а вечером пошли смотреть салют на берегу Волхова - мы отлично для этого устроились на мосту, но он так явственно начал трястись от всех желающих посмотреть с него салют, что полицейские вежливо попросили всех освободить мост, пока он вместе с нами не рухнул в воду.
Так что салютом все любовались с пляжа - присвистывая от восторга и вскрикивая от особо классных залпов.
- Это было круче, чем фейерверки Гэндальфа! Думаю, эти огни видно даже из космоса, - пробормотала я. - Только я не понимаю, кто их запускал - они взлетали с этого маленького кораблика, а людей на нем вообще не видно.
- Эх, Катя, много ли надо народу, чтобы бабахнуть, - весело сказала Печенька.

Прекрасный был день.
10 мая. Господин Великий Новгород
читать дальше- Катя, вставайте! - весело вопила я на следующее утро, подпрыгивая на пружинистой кровати. - Пора гулять! Пора завтракать! Пора мыть голову!
- Мхмм, - повторяла Катя, переворачиваясь то на один бок, то на другой.

Мы долго пытались вымыться, потому что в ванной вода была только либо горячая, либо холодная, без нюансов
, и наконец грохнулись в очередную кафешку с песнями Ланы дель Рей, и, гордо могу сказать, ели там овсянку с кремом шантильи – великое изобретение новгородских кулинаров.
А также играли в "Угадай книгу", но быстро заскучали, потому что обычно угадывали с первой фразы: «Ди Каприо в бассейне», «Дети поубивали друг друга и заплакали», «Лоботомия и хэппи-энд», «Мальчик хочет ловить детей» и, конечно, «Эдвард Каллен сексуален». 
Потом мы долго-долго, пятнадцать минут, ехали в самую дальнюю достопримечательность города - Свято-Юрьев монастырь, основанный в 1030 году Ярославом Мудрым.
- Вы представьте – целую тысячу лет назад шел вот тут Ярослав Мудрый и сказал – вот тут будет монастырь! - бодро начала я, оглядывая стены. - И…
- И был прав. Пойдемте теперь в музей деревянного зодчества, он тут в десяти минутах ходьбы. Но если хотите, будем новгородцами и вызовем такси.
Музей называется Витославлицы - что-то вроде него есть теперь рядом чуть ли не с каждым старинным городом: место, куда привезли старинные дома и церкви со всей области и устроили в них выставку. Этот музей-собрание-изб (мы на них в каждом городе ездим смотреть
) нам запомнился в основном тем, что а) во всех избах там были жутковатые манекены, сидящие всегда спиной к зрителям ("Не хотелось бы мне оказаться тут ночью, когда они каааак повернутся") и б) на туалете, сложенном из цельных булыжников и удивительно похожем на нору хоббита, висела такая надпись: "Закрыто на РЕКОНСТРУКЦИЮ".
В старинной церкви мы послушали ансамбль древнерусской духовной песни, которая очень понравилась бы Мэтту Мердоку: идет душа мимо ворот рая, и проходит мимо, потому что много плохого сделала, а ангелы ей говорят – что ж ты мимо проходишь, у нас так хорош в раю, цветы цветут, птички поют, и так весело у нас тут жить – так весело, да только некому.
Мы такие:
- ЭЙ, А ДАЛЬШЕ ЧТО БЫЛО??
А артисты:
- Конец.

Вообще в таких местечках, как это, мы просто молча надеваем на себя картонную голову Сергея Безрукова, как в фильме Фрэнк, ходим и повторяем: «Эх, батенька! Берррезоньки! Изззбушечки!». Но на этот раз мы так увлеклись новой игрой, что даже избушечки плохо осмотрели.
Очень рекомендую для посиделок с друзьями: в виде этой игры мы нашли прямо-таки золотую жилу и два дня хохотали так, что у меня потом еще долго болели все мышцы живота.
Суть в следующем: надо показать любую известную историю в виде пантомимы, чтоб партнер на словах восстановил историю и угадал, что это за фильм или книга. Помню, когда мы вернулись обратно в центр, Печенька как раз пыталась угадать очень сложный фильм, который я на радость всей улице Людогоща молча показывала в лицах.

- Итак, вы мужчина, веселый и вообще хоть куда. Вас посадили в тюрьму, и тут какой-то другой мужчина, оооооочень красивый, вас вытащил из тюрьмы и предложил сходить выпить. И в баре на вас наехал какой-то другой мужик, плохой, и этот оооочень красивый мужчина подрался за вас с этим мужиком, а вы сидели и смотрели? Вы точно мужчина?! Так, и после этого вы очень полюбили этого хорошего мужика. Слушайте, а может, вы гей? Что вы плечами пожимаете?! Так, ладно. Хороший мужик сказал вам: иди в школу. И вы пошли в школу. КАТЯ, Я ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ, ЧТО ЭТО ЗА ШИЗОФРЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. Так, ладно, учитесь вы в школе, а хороший мужик вам говорит - молодец, заечка, что так хорошо учишься.
Тут я не выдержала и заржала в голос, но тем не менее продолжила показывать.
- И тут директор школы - очень злой - вас выгнал. И вам стало очень грустно, вы пришли к хорошему мужику, а он сказал: ах ты балбес, почему тебя выгнали из школы? Ладно, мне пора, я ухожу в церковь. КАТЯ, ЗАЧЕМ?? Молиться, чтоб этого мужика приняли обратно в школу? Так, он что, и пистолет с собой взял? И убил кого-то в церкви?! Да вы что?! Что это за история такая стран...


- Жесть, - констатировала Катя. - И кстати о жести: мы играем в эту игру шестой час подряд, уже ночь, у нас нет ни глотка воды, а все магазины наверняка закрылись.
- Да ладно, еще 11 нет!
- Катя. Мы в Новгороде.
И вот мы стоим посреди совершенно пустых темных улиц без единой включенной вывески.
- А давайте в айфоне найдем круглосуточный магазин, - предложила я.
И - спасибо программе 2Gis за всё
- мы реально с его помощью нашли глубоко во дворах какую-то лавочку, которая как раз уже закрывалась, влетели туда, купили воды и пошли спать.
На обратном пути мы уже который раз за эти дни прошли мимо клумбы с тюльпанами.
- Катя, скажите мне, как обладатель загородного дома, - пробормотала я, разглядывая цветы поближе. - Эти тюльпаны, когда мы днем мимо них идем, открыты, а когда ночью – закрыты. Это нормально или значит, что они скоро сдохнут?
- Конечно, нормально. Цветы открываются и закрываются - вы, дитя города, у которого никогда не было дачи.
- Обалденно!!! И каждый день вот так открываются и закрываются? Как механические?
- Ну да.
- Знаете, - подумав, сказала я. – А представьте, как Тони Старк первый раз увидел близко цветочки. И полез смотреть, где у них спрятан мотор.
- Но не нашел и решил, что это роботы, работающие на встроенной солнечной батарее.
- А когда не нашел батарейки, сказал: это хитрая нано-технология. Джарвис, почему не я запатентовал ее первым?

11 мая. Колин, я твой лучший фанат!
читать дальше- Каааа-тяяя! - вопила я на следующее утро. - Уже пора вставать! Приключения не ждут! До будильника еще десять минут, но я уже не сплю, так что вы тоже проснитесь!
- Идите умойтесь.
- Я уже умылась! А теперь вы идите умойтесь и нам пора искать фрески Феофана Грека!
- Мхххммм, - сказала Катя.

- Смотрите, красота-то какая! - бодро сказала я после завтрака. - Мы как будто в уездном городе!
- Мы и есть в уездном городе, Катя.
И мы отправились искать фрески Феофана Грека, которые должны были быть в какой-то церкви. Но никаких указателей на то, где ее искать, не было, единственным указателем на улице была прибитая к столбу среди кустов сирени табличка для туристов с надписью «Музей/Museum» и стрелочкой куда-то в небо.
В этой части города были только мы и корейские туристы, явно впечатленные всеми домами на своем пути, поскольку у местных построек есть свойство, которого в Корее, думаю, днем с огнем не сыщешь: стены далеко не всегда параллельны друг другу (чаще всего - нет). Окно может стоять прямо, а стены вокруг него – под углом в десять градусов. Колокольни наклонены кто куда может. Попадаются старинные здания, у которых ни одна стена вообще, кажется, не параллельна другой.
Мы зашли в одну из старинных церквей и решили, что это та самая, поскольку по церкви ходила пара юных туристов с толстой исписанной от руки ТЕТРАДЬЮ. Они переходили от фрески к фреске и каждую долго обсуждали. Мы тоже с умным видом посмотрели на стены и решили, что это и есть фрески Феофана Грека - но тут Печенька, к счастью, нашла плакат с историей этой церкви.
- Понимаете, он же был очень крутой! - неуверенно сказала я. - Он один из отцов русской школы церковных росписей!
- Катя, это церковь 16 века. Поздновато как-то для отцовства.
И мы пошли дальше. Церковь с Греком нашлась между тарзанкой и детским домиком из досок, построенным среди кустов.
Весь 20 век его росписи спасали и укрепляли как могли, но осталось все равно мало что. Но то, что осталось - это ВЕЩЬ.
Феофан был грек из Византии, и сначала расписывал все, что мог, дома, а потом его отправили на дальние рубежи, и тут он, видимо, решил – начальство далеко, распишу как хочу! На византийских росписях фигуры обычно очень статичные - стоят навытяжку. У Феофана фигуры начали наклоняться, поворачиваться, горбиться, складывать руки и менять выражения лица. Он стал иконой стиля для последующих живописцев. В честь него – правда, чуть попозже
– даже назвали кратер на Меркурии! Он был революционером, как Ван Гог. 
Помимо того, что осталось от фресок, в церкви была выставка репродукций других его работ - например, иконы «Успение» из московского собора: там у всех апостолов на ней такие славные, живые лица, каждая морщинка прописана, и видно, что им грустно-грустно, - думаю, Россия обалдела от восторга, когда увидела, как он рисует.
И правда: выставка сопровождалась цитатами из писем современников про Феофана. Но скоро мы поняли, что все эти письма, кажется, писал один и тот же человек.
Некий Епифаний Премудрый был Самым Большим Огромным Фанатом Феофана Грека и писал всем-всем-всем своим друзьям сообщения на Фэйсбуке про то, какой Феофан Грек крутой. Если хотите себе представить – представьте, как Тарон Эджертон смотрит на Колина Ферта.

Вот, для примера, одна цитата:
"Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, среди иконописцев отменный живописец. Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда сюда; а он руками писал, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту. Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, возымев большую смелость, часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним говорить"
Мы так себе и представили:
Епифаний, пробиваясь сквозь толпу поклонников, которые часто приходили посмотреть, как пишет Феофан Грек:
- Господин Грек! Я ваш главный поклонник! Как я рад вас встретить, вы не представляете!
- Можешь называть меня просто Феофан.

- Вы так зело великолепно рисуете! Можно я вам подержу стремянку? Можно я посмотрю, как вы работаете? Может, вы хотите чаю из иван-чая? Баранок? Сушек? Варенья зело вкусного?

- Нет-нет, благодарю, все в порядке, я тут вообще-то работаю, и…
- ВЫ ТАК ХОРОШО РАБОТАЕТЕ!!!!

- Спасибо,Тарон Епифаний.
-Я смотрел все ваши фильмы. Я видел все ваши росписи! Во всех соборах! И друзьям про каждую написал! Они все такие классные!
- Спасибо, Епифаний, это зело премило с твоей стороны.
- Вы так хорошо говорите по-русски!
- Спасибо, Епифаний.
- А можно с вами селфи на память сделать?

Дальше на выставке висела литография из средневековой книги, где был изображен Феофан Грек на лесенке, расписывающий церковь, вокруг толпа восхищенных лиц, а на первом плане стоит юноша с ведерком краски в обеих руках и таким лицом, как будто его сейчас от счастья хватит удар. «МАМА, СМОТРИ, Я ДЕРЖУ КРАСКИ ДЛЯ ФЕОФАНА ГРЕКА!!!!», было бы подписано в его Инстаграме, если б таковое зело прехитрое новшество было у него под рукой.
Выйдя из церкви, мы решили пройти по этой улице чуть дальше, посмотреть Новгород – к этому моменту мы были где-то минутах в семи от Кремля – и увидели, что Новгорода, в сущности, нет.
Еще пять минут по улице, мимо избушек, деревенской собачки, бегающей от дома к дому, и открытой машины, играющей радио Шансон – потом остатки фундамента кирпичной стены века где-то 14-го – и город просто обрывается. Дальше – только поля, лес и речка. Я первый раз в жизни видела, чтоб город кончался так резко: улицы просто упираются в ничто. Хоть табличку вешай: "На этом месте Новгород – всё".

- Знаете, что меня расстраивает? - грустно сказала я. - Представьте, что вы родились в маленьком городке. И вот вы растете среди этих черемуховых деревьев, избушек, покосившихся столбов, заканчиваете школу, и у вас вопрос – что делать дальше? И два варианта: либо уехать учиться в Москву, огромный, злющий, каменный город, и еще неизвестно, что из этого выйдет – или остаться здесь. И оба варианта пугают вас до потери пульса. Понимаете, что я хочу сказать? У нас все как в той надписи на заборе в Костроме – «Россия для грустных». А знаете, что еще плохо? То, что вот мы с вами москвичи, и нам так же офигенно грустно, как и всем остальным. Разницы никакой нет. Хочется, чтобы людям стало немного повеселее, надоела эта древнерусская тоска!

- Знаете, это у вас горе от ума опять началось. У нас так всегда было – чем шире кругозор у человека, тем больше ему хочется спиться, чтоб не думать, - сказала Катя и придумала прекрасный способ снять с меня картонную голову Сергея Безрукова и вернуть в русло здоровой придури.
- Слушайте, а давайте плотбанни придумаем – как, помните, в прошлом году про Капитана Римская империя? Представьте – жил да был богатырь земли русской, юный и…
- ПРЕЛЬСТИВЫЙ, - тут же повеселев, гаркнула я.
- Само собой! И он князь. И все это во времена феодальной раздробленности. И он ездит по разным княжествам и спрашивает совета, как надо править.
- … А дальше начинается игра престолов, скандалы, интриги и расследования. Только кто будет добрым молодцем? У нас с вами и фандома-то нет.
- Нам нужен кто-то крепкий и похожий на русского богатыря.
- ТОМ ХАРДИ, - хором сказали мы.
- Но в пару к тому Харди нужен Джозеф Гордон-Левитт. Вы уверены, что он потянет на роль богатыря земли русской?
- Придумаем что-нибудь.
И ПРИДУМАЛИ.

История, по-моему, получилась шедевральная, я возьму себя в руки, запишу ее и выложу отдельным постом, чтобы перечитывать долгими зимними вечерами.
Мы уже хотели просто сесть в какое-нибудь кафе и там сидеть весь день ее придумывать, но потом решили, что достопримечательности сами себя не осмотрят, и пошли дальше.
- Знаете, трипэдвайзор говорит мне, что тут неподалеку есть большой торговый комплекс с уникальными сувенирами, называется «Галерея на торгу». Пойдемте поищем.
- О, мы же по дороге сюда проходили мимо сувернирного киоска! Может, это был он?
- НЕТ. Это должен быть роскошный торговый центр.
Ну, конечно, оказалось, что это он и был: двухэтажное маленькое здание, перед которым сидел большой плюшевый медведь в платье и играл на баяне. Внутри мы увидели самые странные вещи, какие только можно себе представить, вроде набора деревянных игрушек «Собери свой Новгород» или совершенно черного мишки в пионерском галстуке.
- Смотрите, негр-пионер!!! – радостно завопила я на весь магазин. Катя посмотрела на меня, как белый этик. То есть вот так:

- Ладно, ладно, афро-пионер, - проворчала я.

- Катя, он МЕДВЕДЬ. Он темный не в этом смысле, - строго сказала Катя, вертя в руках деревянное панно с изображением американского флага на Луне и подписью «НЕ ВЕРЮ».
Когда мне надоело разглядывать подставки для пультов в виде лягушек, разноцветные валенки, перстни с красноармейской звездой и прочие артефакты, которые любой иностранный турист должен немедленно приобрести и показывать дома пораженным соседям, я решила почитать книгу отзывов и предложений, где меня зело умилила последняя запись.
«Мы оренбургские парни очень поражены вашей красотой города Великий Новгород» (с).
- Я возьму вот этот магнитик, - мило сказала Катя продавщице.
- Это работа местного художника! – важно сказала продавщица, и мы покинули это чудесное место.
После этого мы осмотрели еще штук пять старинных церквей, расположенных на расстоянии нескольких метров друг от друга, увидели ту, в которой проходило новгородское вече, и задумчиво замерли перед заросшим травой пустырем, посреди которого в землю была воткнута табличка «Ведутся спасательно-археологические работы, завершение – конец 2014 года»(с).
Вокруг были только деревянные мостки в высокой траве и валялась чья-то стелька.
- Даже непонятно, то ли они уже все спасли, то ли пока не начали. Ладно, пойдемте в музей, берестяные грамоты посмотрим, - сказала Катя.
Но до музея мы так и не дошли, потому что есть нам хотелось больше, чем берестяных грамот, – и вместо культуры решили найти кафе, которое по рейтингу трипэдвайзора в городе на первом месте.
И вот, на ходу придумывая историю о том, как Эйдан Гиллен был князем новгородским, мы брели по солнечному городу. Мимо скамейки с сидящим на ней бронзовым медведем. Мимо магазина, где в одном помещении уместились «Баскин Роббинс» и «Крепкие Напитки Эконом». Мимо информационного стенда, на который прикреплена газета со статьей «Есть один ответ, и он у Ленина». Мимо памятника Александру Невскому, глядящему на Кремль («Смотрите, Катя, какой у него торс! Прямо как у Криса Хемсворта!»). Мимо заброшенного стадиона. Мимо заброшенного завода имени Ленинского комсомола, вокруг которого сгрудились киоски с шаурмой, трактир «Ленком» и магазинчик «Одежда, обувь, посуда, люстры, смешные цены» (с) – а над ними парит огромная советская мозаика на стене завода: космонавт, приветственно раскинувший руки.
Кафе оказалось действительно отличное, а после весь остаток дня мы гуляли по Кремлю, пили какао в какой-то сияющей под мягким вечерним светом булочной, бродили по улицам, и, знаете, многие города русские мы видели, но Новгород - он просто блеск! Прекрасное место. Будете проезжать мимо - обязательно заезжайте!
А знаете, что было самое сложное? Открыть глаза на следующее утро и понять, что на часах пять утра, ты лежишь на верхней полке, а поезд уже стоит на вокзале в Москве и вежливо ждет, когда ж ты из него выкатишься.
- Эй, друг, вставайте, домой пора! - трясла меня Катя.
- Мхмм, - ответила я.

Словом, отличное вышло путешествие. В следующий раз в Смоленск поедем.


Под катом – история о Колине Ферте в роли Феофана Грека, Томе Харди в роли богатыря земли русской, новгородском боевом коне, общежитии имени Джеймса Бонда, а также о лучшем Дне Победы в нашей жизни.

9 мая. На горячем боевом коне
читать дальшеЗнаете, почему я люблю ездить в плацкартных вагонах? Там всегда что-нибудь происходит.

Из Москвы с нами ехал мрачный громогласный мужчина, который бережно застелил эту верхнюю полку, а потом ушел спать куда-то в другое место. И тут - было за полночь - он вернулся, потому что на какой-то станции в вагон села его супруга - и села явно после веселой алкогольной вечеринки.

- Полезай на полку, я тебе постелил, - хмуро сказал ее муж.
- Котик, я обиделась. Я не хочу на верхнюю полку. Я хочу на нижнюю, - надув губы и покачиваясь в такт поезду, сказала женщина.
- На нижнюю билетов не было. Полезай, я сказал.
- Не полезу, - обиженно сказала женщина.
Тут я поняла, что все это время она сидит на краю нижней полки, на которой кто-то в то же время мирно и безмятежно спит. Она попыталась улечься прямо туда, но муж ее вовремя подхватил и угрожающе сказал:
- А ну немедленно полезай!
- Не полезу. Я с тобой вообще не разговариваю.
Дальнейшее слилось в моей голове в какой-то бесконечный мультик. Еще где-то с полчаса продолжалась все та же бесконечная беседа, состоявшая из двух реплик:
- Полезай.
- Не полезу.
Потом какая-то женщина спросила их, когда же они уже закончат выяснять отношения и дадут всем поспать, на что мужчина с яростью человека, доведенного до белого каления, рявкнул "Ничего мы не выясняем, всем спать!". Учитывая его крупную комплекцию, больше никто ему не возразил, и за дальнейшим развитием событий все с интересом наблюдали каждый со своей полки. Перепалка постепенно становилась все более вялой, и я уже почти задремала, когда кто-то внезапно крепко схватил меня за ногу. Я подскочила на своей верхней полке, треснувшись головой о багажную полку, и увидела следующую картину: мужчине надоело спорить, и он попытался закинуть жену на полку сам - а она, пыхтя, сопротивлялась, хватая все на своем пути. Тут поезд качнуло, и мужчине пришлось ее поставить на место. Так повторилось еще несколько раз. Пассажиры следили за драмой, затаив дыхание.

И когда попытки не увенчались успехом, мужчина наконец окончательно поставил жену на пол и утомленно сказал:
- Знаешь, что? Залезь на верхнюю полку и помри там.
На что женщина вдруг весело, игриво захихикала, залезла на верхнюю полку и уснула.

Было уже часа три ночи, и вагон утомленно провалился в сон.
А утром нас разбудило нежное, зычное воркование. Мужчина щекотал жену, лежащую все на той же полке, за бока, и басом мурлыкал:
- Кто это такой хорошенький тут лежит? Кто это тут у нас лежит такой сонный?
И они радостно вышли из поезда.

Мы выпали на платформу вслед за ними, зевая настолько широко, что я даже не запомнила, как выглядит новгородский вокзал.

Кстати, о гостинице. К тому времени, как мы решили поехать в Новгород, оказалось, что места остались только в хостеле, две койки в комнате на восемь человек. Но в последний момент Печенька нашла номер на двоих в гостинице под названием «Роза ветров», и мы вздохнули с облегчением, потому что мы в комнате на восьмерых - это прям как вот эта картинка.

- Тут наверняка где-то есть центральная улица, - оглядывая поля вокруг, неуверенно сказала я.
- Это и есть почти центральная улица, - сказала Катя. - О! Вон, видите мрачное кирпичное здание, у которого на стене огромное графитти с пистолетом и номером "007"? Это наша гостиница!
- Катя, вы уверены, что это наша шикарная гостиница? - подозрительно спросила я. - Там написано «Роза ветров - Общежитие новгородского института развития образования».

- Не нравится общежитие - идите спать в хостел, - сказала Печенька. - А тут, судя по надписи, даже Джеймс Бонд останавливался.
- И записал свое имя в книге отзывов и предложений. На стене. Ладно, заходим.

Селиться было еще слишком рано, и мы оставили рюкзаки в комнате со старинной мебелью и стенами, обклеенными пожелтевшими от времени надписями «Внимание: окрашено».
- А если хотите зайти в туалет – он в аудитории сто три, - радушно сказала администратор.
На этой радостной ноте мы покинули гостиницу и отправились в Кремль. Он был открыт, но там совершенно никого не было - поскольку восьми утра еще тоже не было.
- И только мы, цвет московской социопатии, начинаем инстаграмить уже на рассвете, - сказала Печенька.
Как ни странно, первым, кого мы встретили в Кремле, оказался юный новгородский хипстер.
- Почему вы решили, что он хипстер? - спросила Печенька. - Он раскладывает цветы у вечного огня.
- Видите дулечку у него на голове? Это самая ультрамодная хипстерская прическа, запомните! Нижнюю половину головы побрить, а на верхней отрастить волосы подлиннее и закрутить их петелькой. Но это хороший, общественно полезный хипстер. Парад начинается в десять - пойдемте, у нас еще есть время все осмотреть.
Первым, что мы осмотрели, оказался крайне оригинальный военный памятник. Издали он выглядит просто как человек на коне. Но, подойдя ближе, мы поняли: что-то у этого коня странное с задними ногами - они какие-то перепутанные. А подойдя совсем близко, мы поняли, что ноги-то стоят на земле, а вот этот клубок под брюхом коня – это перекрученная искореженная свастика.
Запрокинув головы, мы долго смотрели на то, что открылось нашему взору при более подробном рассмотрении.
- Знаете, я бы поняла, если бы он поставил на свастику копыто, - задумчиво сказала я. - Тогда мысль была бы ясна – конь ее как бы попирает. Но тут она у него в таком месте, что он… ммм… ее попирает какой-то нестандартной частью, он как бы кладет он на нее свой в подробностях представленный бронзовый… ммм… хм.
- Это очень народный памятник. Конь так выражает свое презрение к фашизму, - не моргнув глазом, пояснила Катя, и мы пошли гулять дальше.
Вот он, памятник.

читать дальше

***
Когда Новгород освободили от фашистской оккупации, в нем оставалось тридцать восемь человек. Остальные погибли или были угнаны в лагеря. В Новгороде до сих пор работают аж несколько поисковых отрядов, которые в непроходимых лесах ищут останки воинов, пропавших без вести, их жетоны и военную технику - вот так уже нашли сотни тысяч человек.
Смотришь на фотографии этого Кремля во время войны - он почти разрушен. У соборов купола пробиты снарядами, в стене высоченной башни с неприличным-как-ни-поставь-ударение названием Кокуй - огромная дыра, а со знаменитого памятника тысячелетию России фашисты, просто ради морального давления, сбросили все фигуры и раскидали по Кремлю, и лежали они там, торча из снега бронзовыми руками, до самого освобождения города.
И когда мы стояли там - был такой солнечный, тихий, теплый день, и так спокойно было вокруг. Все соборы как новенькие, башня Кокуй - как новенькая, насколько может быть новеньким что-то построенное при Иване Грозном. И, стоя тем утром посреди этого Кремля сказочной красоты, я чувствовала такую гордость, что чуть не лопнула. У меня, как и у каждого в стране, половина родственников старшего поколения погибли в войну – они из Вологодской области, и все полегли в боях за Ленинград. И все было не зря. Все фигуры в памятнике тысячелетию России поставили на место и это, в конце концов, наш памятник, и никто не смеет скидывать с него наших князей и втаптывать в снег.
И когда начался парад, я видела, что люди вокруг думают о том же: все так искренне радовались, как будто вчера победили, как будто не могут поверить, что правда победили. Дети подбегали и дарили ветеранам цветы, и я прямо еле держалась, чтоб не реветь, каждый День Победы еле держусь, но тут был момент, когда все-таки заревела. Когда началось шествие бессмертного полка и все эти семьи и школьные классы вышли с портретами своих родичей - все старенькие ветераны на трибунах встали, и стояли все время, пока шла эта колонна, это просто мне сердце разорвало.
Знаете, наша страна – как папаша-Мердок, про которого в начале Сорвиголовы Мэтт рассказывает священнику: «Он был боксер-любитель, и в основном проигрывал. Но вы бы видели - как же он держал удар!».
***
Когда парад и возложение цветов закончились, половина города так же, как мы, решила, что пора поесть, так что кафе вокруг площади предсказуемо были заняты. За исключением разве что странного заведения, в которое мы так ни разу и не решились зайти: огромный ресторан прямо на главной площади с совершенно черными стенами, черной дверью и тонированными стеклами в черных-черных окнах, вроде бы открытый, но совершенно тихий в любое время дня – издали похож на что-то вроде Мавзолея, но весело называется при этом «Хорошие люди».

Девушка в одном из кафе сказала, что наверняка есть места в другом заведении их сети – и предложила вызвать для нас туда такси, потому что это далеко. Мы посмотрели на карту, поняли, что новгородское далеко - это 15 минут пешком, и отправились туда свои ходом.
Через пять минут от Кремля центр кончился. Через семь минут вокруг потянулись поля, овраги, перелесок, цветущие яблони и избушки на вид старше, чем Ленин.Через десять минут мы наткнулись на рынок почти в чистом поле, перед которым продавали кроликов, щенков и искусственные цветы. Через двенадцать минут улица расширилась и закаменела обратно, будто мы разом из 1910 года попали в 1970, и в одном из глыбообразных домов советской архитектуры, напротив мебельного магазина с космическим названием «Вуокс», внезапно оказалась хипстерская кафешка с американской музыкой пятидесятых, куда мы и упали.
После обеда мы решили прокатиться на кораблике на озеро Ильмень (впервые в жизни узнав, что ударение в этом слове падает не так же, как в слове пельмень, а наоборот

- Смотрите, Катя, "Титаник" - это же совершенно мифологическая история! - с жаром говорила я, жуя пирожок и глядя на сияющие воды Волхова, проносящиеся под нами. - Главная героиня - это воплощение Персефоны, которую юный герой, не меняющийся и неподвластный времени, как.... как легкокрылый Гермес, вырвал из царства Аида, за которого она обречена выйти замуж, и спас ее, оставшись в ее памяти таким же прекрасным и неизменным, как древние боги на вазах, понимаете?
Люди вокруг:
- Понимаем! Кул стори, бро!

Потом мы с бешеным лязгом покатались в парке у стен Кремля на аттракционах, а вечером пошли смотреть салют на берегу Волхова - мы отлично для этого устроились на мосту, но он так явственно начал трястись от всех желающих посмотреть с него салют, что полицейские вежливо попросили всех освободить мост, пока он вместе с нами не рухнул в воду.

- Это было круче, чем фейерверки Гэндальфа! Думаю, эти огни видно даже из космоса, - пробормотала я. - Только я не понимаю, кто их запускал - они взлетали с этого маленького кораблика, а людей на нем вообще не видно.
- Эх, Катя, много ли надо народу, чтобы бабахнуть, - весело сказала Печенька.

Прекрасный был день.

10 мая. Господин Великий Новгород
читать дальше- Катя, вставайте! - весело вопила я на следующее утро, подпрыгивая на пружинистой кровати. - Пора гулять! Пора завтракать! Пора мыть голову!
- Мхмм, - повторяла Катя, переворачиваясь то на один бок, то на другой.

Мы долго пытались вымыться, потому что в ванной вода была только либо горячая, либо холодная, без нюансов



Потом мы долго-долго, пятнадцать минут, ехали в самую дальнюю достопримечательность города - Свято-Юрьев монастырь, основанный в 1030 году Ярославом Мудрым.
- Вы представьте – целую тысячу лет назад шел вот тут Ярослав Мудрый и сказал – вот тут будет монастырь! - бодро начала я, оглядывая стены. - И…
- И был прав. Пойдемте теперь в музей деревянного зодчества, он тут в десяти минутах ходьбы. Но если хотите, будем новгородцами и вызовем такси.
Музей называется Витославлицы - что-то вроде него есть теперь рядом чуть ли не с каждым старинным городом: место, куда привезли старинные дома и церкви со всей области и устроили в них выставку. Этот музей-собрание-изб (мы на них в каждом городе ездим смотреть

В старинной церкви мы послушали ансамбль древнерусской духовной песни, которая очень понравилась бы Мэтту Мердоку: идет душа мимо ворот рая, и проходит мимо, потому что много плохого сделала, а ангелы ей говорят – что ж ты мимо проходишь, у нас так хорош в раю, цветы цветут, птички поют, и так весело у нас тут жить – так весело, да только некому.
Мы такие:
- ЭЙ, А ДАЛЬШЕ ЧТО БЫЛО??
А артисты:
- Конец.

Вообще в таких местечках, как это, мы просто молча надеваем на себя картонную голову Сергея Безрукова, как в фильме Фрэнк, ходим и повторяем: «Эх, батенька! Берррезоньки! Изззбушечки!». Но на этот раз мы так увлеклись новой игрой, что даже избушечки плохо осмотрели.



- Итак, вы мужчина, веселый и вообще хоть куда. Вас посадили в тюрьму, и тут какой-то другой мужчина, оооооочень красивый, вас вытащил из тюрьмы и предложил сходить выпить. И в баре на вас наехал какой-то другой мужик, плохой, и этот оооочень красивый мужчина подрался за вас с этим мужиком, а вы сидели и смотрели? Вы точно мужчина?! Так, и после этого вы очень полюбили этого хорошего мужика. Слушайте, а может, вы гей? Что вы плечами пожимаете?! Так, ладно. Хороший мужик сказал вам: иди в школу. И вы пошли в школу. КАТЯ, Я ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ, ЧТО ЭТО ЗА ШИЗОФРЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. Так, ладно, учитесь вы в школе, а хороший мужик вам говорит - молодец, заечка, что так хорошо учишься.
Тут я не выдержала и заржала в голос, но тем не менее продолжила показывать.
- И тут директор школы - очень злой - вас выгнал. И вам стало очень грустно, вы пришли к хорошему мужику, а он сказал: ах ты балбес, почему тебя выгнали из школы? Ладно, мне пора, я ухожу в церковь. КАТЯ, ЗАЧЕМ?? Молиться, чтоб этого мужика приняли обратно в школу? Так, он что, и пистолет с собой взял? И убил кого-то в церкви?! Да вы что?! Что это за история такая стран...


- Жесть, - констатировала Катя. - И кстати о жести: мы играем в эту игру шестой час подряд, уже ночь, у нас нет ни глотка воды, а все магазины наверняка закрылись.
- Да ладно, еще 11 нет!
- Катя. Мы в Новгороде.
И вот мы стоим посреди совершенно пустых темных улиц без единой включенной вывески.
- А давайте в айфоне найдем круглосуточный магазин, - предложила я.
И - спасибо программе 2Gis за всё

На обратном пути мы уже который раз за эти дни прошли мимо клумбы с тюльпанами.
- Катя, скажите мне, как обладатель загородного дома, - пробормотала я, разглядывая цветы поближе. - Эти тюльпаны, когда мы днем мимо них идем, открыты, а когда ночью – закрыты. Это нормально или значит, что они скоро сдохнут?
- Конечно, нормально. Цветы открываются и закрываются - вы, дитя города, у которого никогда не было дачи.
- Обалденно!!! И каждый день вот так открываются и закрываются? Как механические?
- Ну да.
- Знаете, - подумав, сказала я. – А представьте, как Тони Старк первый раз увидел близко цветочки. И полез смотреть, где у них спрятан мотор.
- Но не нашел и решил, что это роботы, работающие на встроенной солнечной батарее.
- А когда не нашел батарейки, сказал: это хитрая нано-технология. Джарвис, почему не я запатентовал ее первым?

11 мая. Колин, я твой лучший фанат!
читать дальше- Каааа-тяяя! - вопила я на следующее утро. - Уже пора вставать! Приключения не ждут! До будильника еще десять минут, но я уже не сплю, так что вы тоже проснитесь!
- Идите умойтесь.
- Я уже умылась! А теперь вы идите умойтесь и нам пора искать фрески Феофана Грека!
- Мхххммм, - сказала Катя.

- Смотрите, красота-то какая! - бодро сказала я после завтрака. - Мы как будто в уездном городе!
- Мы и есть в уездном городе, Катя.
И мы отправились искать фрески Феофана Грека, которые должны были быть в какой-то церкви. Но никаких указателей на то, где ее искать, не было, единственным указателем на улице была прибитая к столбу среди кустов сирени табличка для туристов с надписью «Музей/Museum» и стрелочкой куда-то в небо.

В этой части города были только мы и корейские туристы, явно впечатленные всеми домами на своем пути, поскольку у местных построек есть свойство, которого в Корее, думаю, днем с огнем не сыщешь: стены далеко не всегда параллельны друг другу (чаще всего - нет). Окно может стоять прямо, а стены вокруг него – под углом в десять градусов. Колокольни наклонены кто куда может. Попадаются старинные здания, у которых ни одна стена вообще, кажется, не параллельна другой.

Мы зашли в одну из старинных церквей и решили, что это та самая, поскольку по церкви ходила пара юных туристов с толстой исписанной от руки ТЕТРАДЬЮ. Они переходили от фрески к фреске и каждую долго обсуждали. Мы тоже с умным видом посмотрели на стены и решили, что это и есть фрески Феофана Грека - но тут Печенька, к счастью, нашла плакат с историей этой церкви.
- Понимаете, он же был очень крутой! - неуверенно сказала я. - Он один из отцов русской школы церковных росписей!
- Катя, это церковь 16 века. Поздновато как-то для отцовства.
И мы пошли дальше. Церковь с Греком нашлась между тарзанкой и детским домиком из досок, построенным среди кустов.
Весь 20 век его росписи спасали и укрепляли как могли, но осталось все равно мало что. Но то, что осталось - это ВЕЩЬ.
Феофан был грек из Византии, и сначала расписывал все, что мог, дома, а потом его отправили на дальние рубежи, и тут он, видимо, решил – начальство далеко, распишу как хочу! На византийских росписях фигуры обычно очень статичные - стоят навытяжку. У Феофана фигуры начали наклоняться, поворачиваться, горбиться, складывать руки и менять выражения лица. Он стал иконой стиля для последующих живописцев. В честь него – правда, чуть попозже


Помимо того, что осталось от фресок, в церкви была выставка репродукций других его работ - например, иконы «Успение» из московского собора: там у всех апостолов на ней такие славные, живые лица, каждая морщинка прописана, и видно, что им грустно-грустно, - думаю, Россия обалдела от восторга, когда увидела, как он рисует.

И правда: выставка сопровождалась цитатами из писем современников про Феофана. Но скоро мы поняли, что все эти письма, кажется, писал один и тот же человек.



Вот, для примера, одна цитата:
"Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, среди иконописцев отменный живописец. Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда сюда; а он руками писал, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту. Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, возымев большую смелость, часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним говорить"
Мы так себе и представили:
Епифаний, пробиваясь сквозь толпу поклонников, которые часто приходили посмотреть, как пишет Феофан Грек:
- Господин Грек! Я ваш главный поклонник! Как я рад вас встретить, вы не представляете!
- Можешь называть меня просто Феофан.

- Вы так зело великолепно рисуете! Можно я вам подержу стремянку? Можно я посмотрю, как вы работаете? Может, вы хотите чаю из иван-чая? Баранок? Сушек? Варенья зело вкусного?

- Нет-нет, благодарю, все в порядке, я тут вообще-то работаю, и…
- ВЫ ТАК ХОРОШО РАБОТАЕТЕ!!!!

- Спасибо,
-
- Спасибо, Епифаний, это зело премило с твоей стороны.
- Вы так хорошо говорите по-русски!
- Спасибо, Епифаний.
- А можно с вами селфи на память сделать?

Дальше на выставке висела литография из средневековой книги, где был изображен Феофан Грек на лесенке, расписывающий церковь, вокруг толпа восхищенных лиц, а на первом плане стоит юноша с ведерком краски в обеих руках и таким лицом, как будто его сейчас от счастья хватит удар. «МАМА, СМОТРИ, Я ДЕРЖУ КРАСКИ ДЛЯ ФЕОФАНА ГРЕКА!!!!», было бы подписано в его Инстаграме, если б таковое зело прехитрое новшество было у него под рукой.

Выйдя из церкви, мы решили пройти по этой улице чуть дальше, посмотреть Новгород – к этому моменту мы были где-то минутах в семи от Кремля – и увидели, что Новгорода, в сущности, нет.


- Знаете, что меня расстраивает? - грустно сказала я. - Представьте, что вы родились в маленьком городке. И вот вы растете среди этих черемуховых деревьев, избушек, покосившихся столбов, заканчиваете школу, и у вас вопрос – что делать дальше? И два варианта: либо уехать учиться в Москву, огромный, злющий, каменный город, и еще неизвестно, что из этого выйдет – или остаться здесь. И оба варианта пугают вас до потери пульса. Понимаете, что я хочу сказать? У нас все как в той надписи на заборе в Костроме – «Россия для грустных». А знаете, что еще плохо? То, что вот мы с вами москвичи, и нам так же офигенно грустно, как и всем остальным. Разницы никакой нет. Хочется, чтобы людям стало немного повеселее, надоела эта древнерусская тоска!

- Знаете, это у вас горе от ума опять началось. У нас так всегда было – чем шире кругозор у человека, тем больше ему хочется спиться, чтоб не думать, - сказала Катя и придумала прекрасный способ снять с меня картонную голову Сергея Безрукова и вернуть в русло здоровой придури.

- ПРЕЛЬСТИВЫЙ, - тут же повеселев, гаркнула я.
- Само собой! И он князь. И все это во времена феодальной раздробленности. И он ездит по разным княжествам и спрашивает совета, как надо править.
- … А дальше начинается игра престолов, скандалы, интриги и расследования. Только кто будет добрым молодцем? У нас с вами и фандома-то нет.
- Нам нужен кто-то крепкий и похожий на русского богатыря.
- ТОМ ХАРДИ, - хором сказали мы.
- Но в пару к тому Харди нужен Джозеф Гордон-Левитт. Вы уверены, что он потянет на роль богатыря земли русской?
- Придумаем что-нибудь.
И ПРИДУМАЛИ.

История, по-моему, получилась шедевральная, я возьму себя в руки, запишу ее и выложу отдельным постом, чтобы перечитывать долгими зимними вечерами.

- Знаете, трипэдвайзор говорит мне, что тут неподалеку есть большой торговый комплекс с уникальными сувенирами, называется «Галерея на торгу». Пойдемте поищем.
- О, мы же по дороге сюда проходили мимо сувернирного киоска! Может, это был он?
- НЕТ. Это должен быть роскошный торговый центр.
Ну, конечно, оказалось, что это он и был: двухэтажное маленькое здание, перед которым сидел большой плюшевый медведь в платье и играл на баяне. Внутри мы увидели самые странные вещи, какие только можно себе представить, вроде набора деревянных игрушек «Собери свой Новгород» или совершенно черного мишки в пионерском галстуке.
- Смотрите, негр-пионер!!! – радостно завопила я на весь магазин. Катя посмотрела на меня, как белый этик. То есть вот так:

- Ладно, ладно, афро-пионер, - проворчала я.

- Катя, он МЕДВЕДЬ. Он темный не в этом смысле, - строго сказала Катя, вертя в руках деревянное панно с изображением американского флага на Луне и подписью «НЕ ВЕРЮ».
Когда мне надоело разглядывать подставки для пультов в виде лягушек, разноцветные валенки, перстни с красноармейской звездой и прочие артефакты, которые любой иностранный турист должен немедленно приобрести и показывать дома пораженным соседям, я решила почитать книгу отзывов и предложений, где меня зело умилила последняя запись.
«Мы оренбургские парни очень поражены вашей красотой города Великий Новгород» (с).
- Я возьму вот этот магнитик, - мило сказала Катя продавщице.
- Это работа местного художника! – важно сказала продавщица, и мы покинули это чудесное место.
После этого мы осмотрели еще штук пять старинных церквей, расположенных на расстоянии нескольких метров друг от друга, увидели ту, в которой проходило новгородское вече, и задумчиво замерли перед заросшим травой пустырем, посреди которого в землю была воткнута табличка «Ведутся спасательно-археологические работы, завершение – конец 2014 года»(с).
Вокруг были только деревянные мостки в высокой траве и валялась чья-то стелька.
- Даже непонятно, то ли они уже все спасли, то ли пока не начали. Ладно, пойдемте в музей, берестяные грамоты посмотрим, - сказала Катя.
Но до музея мы так и не дошли, потому что есть нам хотелось больше, чем берестяных грамот, – и вместо культуры решили найти кафе, которое по рейтингу трипэдвайзора в городе на первом месте.
И вот, на ходу придумывая историю о том, как Эйдан Гиллен был князем новгородским, мы брели по солнечному городу. Мимо скамейки с сидящим на ней бронзовым медведем. Мимо магазина, где в одном помещении уместились «Баскин Роббинс» и «Крепкие Напитки Эконом». Мимо информационного стенда, на который прикреплена газета со статьей «Есть один ответ, и он у Ленина». Мимо памятника Александру Невскому, глядящему на Кремль («Смотрите, Катя, какой у него торс! Прямо как у Криса Хемсворта!»). Мимо заброшенного стадиона. Мимо заброшенного завода имени Ленинского комсомола, вокруг которого сгрудились киоски с шаурмой, трактир «Ленком» и магазинчик «Одежда, обувь, посуда, люстры, смешные цены» (с) – а над ними парит огромная советская мозаика на стене завода: космонавт, приветственно раскинувший руки.
Кафе оказалось действительно отличное, а после весь остаток дня мы гуляли по Кремлю, пили какао в какой-то сияющей под мягким вечерним светом булочной, бродили по улицам, и, знаете, многие города русские мы видели, но Новгород - он просто блеск! Прекрасное место. Будете проезжать мимо - обязательно заезжайте!

А знаете, что было самое сложное? Открыть глаза на следующее утро и понять, что на часах пять утра, ты лежишь на верхней полке, а поезд уже стоит на вокзале в Москве и вежливо ждет, когда ж ты из него выкатишься.

- Эй, друг, вставайте, домой пора! - трясла меня Катя.
- Мхмм, - ответила я.

Словом, отличное вышло путешествие. В следующий раз в Смоленск поедем.

@темы: Life stuff, Oh it's brilliant!, Гопота уже не та, Travels
Спасибо как всегда
охх, Катя!
Сразу хочется спросить, как назывались все эти кафе, но они же там все были вкуууууусные!
Что же вы сделали? Лишь одна мысль сейчас сияет в моей голове: НАДО СНОВА В НОВГОРОД! Я ЖЕ НИ РАЗУ ТАМ ВЕСНОЙ НЕ БЫЛА!
Вы так парад описали, что я чуть
сноване разрыдалась.Sapfira23, А знаете, может, и заглянем! Мы проверим в интернете, какие там есть достопримечательности!
Куклёныш))), Ыыыыы, да, Новгород прекрасный!!! С кафешками все просто - мы без затей обошли всю первую десятку трипэдвайзора, вот и все
И еще очень приятно знать что я не одна такая кто встает раньше всех, идет в душ, читает книжку, а они все спят и всех надо срочно разбудить
Прекрасный рассказ, исчо! Плотбанни тоже прям жду
Спасибо, друг!! Плотбанни обязательно запишу!)))
Зело хочу теперь позвать вас и печеньку в путешествие!
А еще через три недели у меня будет три выходных дня подряд, можем запланировать что-нибудь! В каких уголках нашего чудесного края вы еще не были, но хотите? ^^
Могу предложить Казань, очень красиво и необычно!
Из мест не столь удаленных есть чудный город Плёс
Прекрасные хоббитсы, ждем ваших новых завоеваний и поездок ^^
З.Ы. фильм угадала сразу, даже не смотря его xD ай-ай-ай, Печеня!!!))))))
Лая, Ахахахахааааа, спасибо, друг мой!!! Да, понимаете, я тоже думала, что угадает за полминуты, но НЕТ
Liv Niggle, СПАСИБО ЗА РАССКАЗ, ЗА ПОЕЗДУ, И ВООБЩЕ!!!!!!!!!
слушайте, а где же там гостиница Роза Ветров, в первый раз слышу ваще
Да, знаете, это было непросто, давайте вспомним Статского советника!
Рончег, Спасибо, Рончег!!!!! Гостиница находится вроде бы на улице под названием Людогоща, там вокруг никаких особых ориентиров нет, дома и поле)))
а за Урал когда?
Estella_Morales, Дорого!
особенно последняя гифка.
она прямо дюже гусарская!
я догадалась)))
но прямо, знаете, такая вот порочность в ней есть, сэр Кеннет
п с Вы не доходили по набережной до театра Драмы, который проектировал Макаревич? забыла вам по телефону сказать, что это маст си место)))))))
Эххх, что ж вы в Смоленск-то собрались тогда, когда я уже оттуда переехала? А то бы устроила вам незабываемую экскурсию)
Что ж, соберетесь в Прагу - подавайте сигналы, обеспечим культурную программу
St. Johnny, Ахахаха, спасибо за приглашение!!!)))))))))))