Под катом – история о Колине Ферте в роли Феофана Грека, Томе Харди в роли богатыря земли русской, новгородском боевом коне, общежитии имени Джеймса Бонда, а также о лучшем Дне Победы в нашей жизни.
9 мая. На горячем боевом коне
читать дальшеЗнаете, почему я люблю ездить в плацкартных вагонах? Там всегда что-нибудь происходит. На этот раз мы как раз успели улечься спать, когда в районе верхней боковой полки напротив нас началось Действо.
Из Москвы с нами ехал мрачный громогласный мужчина, который бережно застелил эту верхнюю полку, а потом ушел спать куда-то в другое место. И тут - было за полночь - он вернулся, потому что на какой-то станции в вагон села его супруга - и села явно после веселой алкогольной вечеринки.
- Полезай на полку, я тебе постелил, - хмуро сказал ее муж.
- Котик, я обиделась. Я не хочу на верхнюю полку. Я хочу на нижнюю, - надув губы и покачиваясь в такт поезду, сказала женщина.
- На нижнюю билетов не было. Полезай, я сказал.
- Не полезу, - обиженно сказала женщина.
Тут я поняла, что все это время она сидит на краю нижней полки, на которой кто-то в то же время мирно и безмятежно спит. Она попыталась улечься прямо туда, но муж ее вовремя подхватил и угрожающе сказал:
- А ну немедленно полезай!
- Не полезу. Я с тобой вообще не разговариваю.
Дальнейшее слилось в моей голове в какой-то бесконечный мультик. Еще где-то с полчаса продолжалась все та же бесконечная беседа, состоявшая из двух реплик:
- Полезай.
- Не полезу.
Потом какая-то женщина спросила их, когда же они уже закончат выяснять отношения и дадут всем поспать, на что мужчина с яростью человека, доведенного до белого каления, рявкнул "Ничего мы не выясняем, всем спать!". Учитывая его крупную комплекцию, больше никто ему не возразил, и за дальнейшим развитием событий все с интересом наблюдали каждый со своей полки. Перепалка постепенно становилась все более вялой, и я уже почти задремала, когда кто-то внезапно крепко схватил меня за ногу. Я подскочила на своей верхней полке, треснувшись головой о багажную полку, и увидела следующую картину: мужчине надоело спорить, и он попытался закинуть жену на полку сам - а она, пыхтя, сопротивлялась, хватая все на своем пути. Тут поезд качнуло, и мужчине пришлось ее поставить на место. Так повторилось еще несколько раз. Пассажиры следили за драмой, затаив дыхание.
И когда попытки не увенчались успехом, мужчина наконец окончательно поставил жену на пол и утомленно сказал:
- Знаешь, что? Залезь на верхнюю полку и помри там.
На что женщина вдруг весело, игриво захихикала, залезла на верхнюю полку и уснула.
Было уже часа три ночи, и вагон утомленно провалился в сон.
А утром нас разбудило нежное, зычное воркование. Мужчина щекотал жену, лежащую все на той же полке, за бока, и басом мурлыкал:
- Кто это такой хорошенький тут лежит? Кто это тут у нас лежит такой сонный?
И они радостно вышли из поезда.
Мы выпали на платформу вслед за ними, зевая настолько широко, что я даже не запомнила, как выглядит новгородский вокзал. На этот раз мы не стали ждать милостей от природы и вкусного завтрака - от привокзальной площади в полседьмого утра, и сразу отправились в Макдональдс, а оттуда по тихим солнечным улицам пошли в сторону гостиницы.
Кстати, о гостинице. К тому времени, как мы решили поехать в Новгород, оказалось, что места остались только в хостеле, две койки в комнате на восемь человек. Но в последний момент Печенька нашла номер на двоих в гостинице под названием «Роза ветров», и мы вздохнули с облегчением, потому что мы в комнате на восьмерых - это прям как вот эта картинка.
- Тут наверняка где-то есть центральная улица, - оглядывая поля вокруг, неуверенно сказала я.
- Это и есть почти центральная улица, - сказала Катя. - О! Вон, видите мрачное кирпичное здание, у которого на стене огромное графитти с пистолетом и номером "007"? Это наша гостиница!
- Катя, вы уверены, что это наша шикарная гостиница? - подозрительно спросила я. - Там написано «Роза ветров - Общежитие новгородского института развития образования».
- Не нравится общежитие - идите спать в хостел, - сказала Печенька. - А тут, судя по надписи, даже Джеймс Бонд останавливался.
- И записал свое имя в книге отзывов и предложений. На стене. Ладно, заходим.
Селиться было еще слишком рано, и мы оставили рюкзаки в комнате со старинной мебелью и стенами, обклеенными пожелтевшими от времени надписями «Внимание: окрашено».
- А если хотите зайти в туалет – он в аудитории сто три, - радушно сказала администратор.
На этой радостной ноте мы покинули гостиницу и отправились в Кремль. Он был открыт, но там совершенно никого не было - поскольку восьми утра еще тоже не было.
- И только мы, цвет московской социопатии, начинаем инстаграмить уже на рассвете, - сказала Печенька.
Как ни странно, первым, кого мы встретили в Кремле, оказался юный новгородский хипстер.
- Почему вы решили, что он хипстер? - спросила Печенька. - Он раскладывает цветы у вечного огня.
- Видите дулечку у него на голове? Это самая ультрамодная хипстерская прическа, запомните! Нижнюю половину головы побрить, а на верхней отрастить волосы подлиннее и закрутить их петелькой. Но это хороший, общественно полезный хипстер. Парад начинается в десять - пойдемте, у нас еще есть время все осмотреть.
Первым, что мы осмотрели, оказался крайне оригинальный военный памятник. Издали он выглядит просто как человек на коне. Но, подойдя ближе, мы поняли: что-то у этого коня странное с задними ногами - они какие-то перепутанные. А подойдя совсем близко, мы поняли, что ноги-то стоят на земле, а вот этот клубок под брюхом коня – это перекрученная искореженная свастика.
Запрокинув головы, мы долго смотрели на то, что открылось нашему взору при более подробном рассмотрении.
- Знаете, я бы поняла, если бы он поставил на свастику копыто, - задумчиво сказала я. - Тогда мысль была бы ясна – конь ее как бы попирает. Но тут она у него в таком месте, что он… ммм… ее попирает какой-то нестандартной частью, он как бы кладет он на нее свой в подробностях представленный бронзовый… ммм… хм.
- Это очень народный памятник. Конь так выражает свое презрение к фашизму, - не моргнув глазом, пояснила Катя, и мы пошли гулять дальше.
Вот он, памятник.
читать дальше
***
Когда Новгород освободили от фашистской оккупации, в нем оставалось тридцать восемь человек. Остальные погибли или были угнаны в лагеря. В Новгороде до сих пор работают аж несколько поисковых отрядов, которые в непроходимых лесах ищут останки воинов, пропавших без вести, их жетоны и военную технику - вот так уже нашли сотни тысяч человек.
Смотришь на фотографии этого Кремля во время войны - он почти разрушен. У соборов купола пробиты снарядами, в стене высоченной башни с неприличным-как-ни-поставь-ударение названием Кокуй - огромная дыра, а со знаменитого памятника тысячелетию России фашисты, просто ради морального давления, сбросили все фигуры и раскидали по Кремлю, и лежали они там, торча из снега бронзовыми руками, до самого освобождения города.
И когда мы стояли там - был такой солнечный, тихий, теплый день, и так спокойно было вокруг. Все соборы как новенькие, башня Кокуй - как новенькая, насколько может быть новеньким что-то построенное при Иване Грозном. И, стоя тем утром посреди этого Кремля сказочной красоты, я чувствовала такую гордость, что чуть не лопнула. У меня, как и у каждого в стране, половина родственников старшего поколения погибли в войну – они из Вологодской области, и все полегли в боях за Ленинград. И все было не зря. Все фигуры в памятнике тысячелетию России поставили на место и это, в конце концов, наш памятник, и никто не смеет скидывать с него наших князей и втаптывать в снег.
И когда начался парад, я видела, что люди вокруг думают о том же: все так искренне радовались, как будто вчера победили, как будто не могут поверить, что правда победили. Дети подбегали и дарили ветеранам цветы, и я прямо еле держалась, чтоб не реветь, каждый День Победы еле держусь, но тут был момент, когда все-таки заревела. Когда началось шествие бессмертного полка и все эти семьи и школьные классы вышли с портретами своих родичей - все старенькие ветераны на трибунах встали, и стояли все время, пока шла эта колонна, это просто мне сердце разорвало.
Знаете, наша страна – как папаша-Мердок, про которого в начале Сорвиголовы Мэтт рассказывает священнику: «Он был боксер-любитель, и в основном проигрывал. Но вы бы видели - как же он держал удар!».
***
Когда парад и возложение цветов закончились, половина города так же, как мы, решила, что пора поесть, так что кафе вокруг площади предсказуемо были заняты. За исключением разве что странного заведения, в которое мы так ни разу и не решились зайти: огромный ресторан прямо на главной площади с совершенно черными стенами, черной дверью и тонированными стеклами в черных-черных окнах, вроде бы открытый, но совершенно тихий в любое время дня – издали похож на что-то вроде Мавзолея, но весело называется при этом «Хорошие люди».
Девушка в одном из кафе сказала, что наверняка есть места в другом заведении их сети – и предложила вызвать для нас туда такси, потому что это далеко. Мы посмотрели на карту, поняли, что новгородское далеко - это 15 минут пешком, и отправились туда свои ходом.
Через пять минут от Кремля центр кончился. Через семь минут вокруг потянулись поля, овраги, перелесок, цветущие яблони и избушки на вид старше, чем Ленин.Через десять минут мы наткнулись на рынок почти в чистом поле, перед которым продавали кроликов, щенков и искусственные цветы. Через двенадцать минут улица расширилась и закаменела обратно, будто мы разом из 1910 года попали в 1970, и в одном из глыбообразных домов советской архитектуры, напротив мебельного магазина с космическим названием «Вуокс», внезапно оказалась хипстерская кафешка с американской музыкой пятидесятых, куда мы и упали.
После обеда мы решили прокатиться на кораблике на озеро Ильмень (впервые в жизни узнав, что ударение в этом слове падает не так же, как в слове пельмень, а наоборот ).
- Смотрите, Катя, "Титаник" - это же совершенно мифологическая история! - с жаром говорила я, жуя пирожок и глядя на сияющие воды Волхова, проносящиеся под нами. - Главная героиня - это воплощение Персефоны, которую юный герой, не меняющийся и неподвластный времени, как.... как легкокрылый Гермес, вырвал из царства Аида, за которого она обречена выйти замуж, и спас ее, оставшись в ее памяти таким же прекрасным и неизменным, как древние боги на вазах, понимаете?
Люди вокруг:
- Понимаем! Кул стори, бро!
Потом мы с бешеным лязгом покатались в парке у стен Кремля на аттракционах, а вечером пошли смотреть салют на берегу Волхова - мы отлично для этого устроились на мосту, но он так явственно начал трястись от всех желающих посмотреть с него салют, что полицейские вежливо попросили всех освободить мост, пока он вместе с нами не рухнул в воду. Так что салютом все любовались с пляжа - присвистывая от восторга и вскрикивая от особо классных залпов.
- Это было круче, чем фейерверки Гэндальфа! Думаю, эти огни видно даже из космоса, - пробормотала я. - Только я не понимаю, кто их запускал - они взлетали с этого маленького кораблика, а людей на нем вообще не видно.
- Эх, Катя, много ли надо народу, чтобы бабахнуть, - весело сказала Печенька.
Прекрасный был день.
10 мая. Господин Великий Новгород
читать дальше- Катя, вставайте! - весело вопила я на следующее утро, подпрыгивая на пружинистой кровати. - Пора гулять! Пора завтракать! Пора мыть голову!
- Мхмм, - повторяла Катя, переворачиваясь то на один бок, то на другой.
Мы долго пытались вымыться, потому что в ванной вода была только либо горячая, либо холодная, без нюансов , и наконец грохнулись в очередную кафешку с песнями Ланы дель Рей, и, гордо могу сказать, ели там овсянку с кремом шантильи – великое изобретение новгородских кулинаров. А также играли в "Угадай книгу", но быстро заскучали, потому что обычно угадывали с первой фразы: «Ди Каприо в бассейне», «Дети поубивали друг друга и заплакали», «Лоботомия и хэппи-энд», «Мальчик хочет ловить детей» и, конечно, «Эдвард Каллен сексуален».
Потом мы долго-долго, пятнадцать минут, ехали в самую дальнюю достопримечательность города - Свято-Юрьев монастырь, основанный в 1030 году Ярославом Мудрым.
- Вы представьте – целую тысячу лет назад шел вот тут Ярослав Мудрый и сказал – вот тут будет монастырь! - бодро начала я, оглядывая стены. - И…
- И был прав. Пойдемте теперь в музей деревянного зодчества, он тут в десяти минутах ходьбы. Но если хотите, будем новгородцами и вызовем такси.
Музей называется Витославлицы - что-то вроде него есть теперь рядом чуть ли не с каждым старинным городом: место, куда привезли старинные дома и церкви со всей области и устроили в них выставку. Этот музей-собрание-изб (мы на них в каждом городе ездим смотреть ) нам запомнился в основном тем, что а) во всех избах там были жутковатые манекены, сидящие всегда спиной к зрителям ("Не хотелось бы мне оказаться тут ночью, когда они каааак повернутся") и б) на туалете, сложенном из цельных булыжников и удивительно похожем на нору хоббита, висела такая надпись: "Закрыто на РЕКОНСТРУКЦИЮ".
В старинной церкви мы послушали ансамбль древнерусской духовной песни, которая очень понравилась бы Мэтту Мердоку: идет душа мимо ворот рая, и проходит мимо, потому что много плохого сделала, а ангелы ей говорят – что ж ты мимо проходишь, у нас так хорош в раю, цветы цветут, птички поют, и так весело у нас тут жить – так весело, да только некому.
Мы такие:
- ЭЙ, А ДАЛЬШЕ ЧТО БЫЛО??
А артисты:
- Конец.
Вообще в таких местечках, как это, мы просто молча надеваем на себя картонную голову Сергея Безрукова, как в фильме Фрэнк, ходим и повторяем: «Эх, батенька! Берррезоньки! Изззбушечки!». Но на этот раз мы так увлеклись новой игрой, что даже избушечки плохо осмотрели. Очень рекомендую для посиделок с друзьями: в виде этой игры мы нашли прямо-таки золотую жилу и два дня хохотали так, что у меня потом еще долго болели все мышцы живота. Суть в следующем: надо показать любую известную историю в виде пантомимы, чтоб партнер на словах восстановил историю и угадал, что это за фильм или книга. Помню, когда мы вернулись обратно в центр, Печенька как раз пыталась угадать очень сложный фильм, который я на радость всей улице Людогоща молча показывала в лицах.
- Итак, вы мужчина, веселый и вообще хоть куда. Вас посадили в тюрьму, и тут какой-то другой мужчина, оооооочень красивый, вас вытащил из тюрьмы и предложил сходить выпить. И в баре на вас наехал какой-то другой мужик, плохой, и этот оооочень красивый мужчина подрался за вас с этим мужиком, а вы сидели и смотрели? Вы точно мужчина?! Так, и после этого вы очень полюбили этого хорошего мужика. Слушайте, а может, вы гей? Что вы плечами пожимаете?! Так, ладно. Хороший мужик сказал вам: иди в школу. И вы пошли в школу. КАТЯ, Я ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ, ЧТО ЭТО ЗА ШИЗОФРЕНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ. Так, ладно, учитесь вы в школе, а хороший мужик вам говорит - молодец, заечка, что так хорошо учишься.
Тут я не выдержала и заржала в голос, но тем не менее продолжила показывать.
- И тут директор школы - очень злой - вас выгнал. И вам стало очень грустно, вы пришли к хорошему мужику, а он сказал: ах ты балбес, почему тебя выгнали из школы? Ладно, мне пора, я ухожу в церковь. КАТЯ, ЗАЧЕМ?? Молиться, чтоб этого мужика приняли обратно в школу? Так, он что, и пистолет с собой взял? И убил кого-то в церкви?! Да вы что?! Что это за история такая стран...
- Жесть, - констатировала Катя. - И кстати о жести: мы играем в эту игру шестой час подряд, уже ночь, у нас нет ни глотка воды, а все магазины наверняка закрылись.
- Да ладно, еще 11 нет!
- Катя. Мы в Новгороде.
И вот мы стоим посреди совершенно пустых темных улиц без единой включенной вывески.
- А давайте в айфоне найдем круглосуточный магазин, - предложила я.
И - спасибо программе 2Gis за всё - мы реально с его помощью нашли глубоко во дворах какую-то лавочку, которая как раз уже закрывалась, влетели туда, купили воды и пошли спать.
На обратном пути мы уже который раз за эти дни прошли мимо клумбы с тюльпанами.
- Катя, скажите мне, как обладатель загородного дома, - пробормотала я, разглядывая цветы поближе. - Эти тюльпаны, когда мы днем мимо них идем, открыты, а когда ночью – закрыты. Это нормально или значит, что они скоро сдохнут?
- Конечно, нормально. Цветы открываются и закрываются - вы, дитя города, у которого никогда не было дачи.
- Обалденно!!! И каждый день вот так открываются и закрываются? Как механические?
- Ну да.
- Знаете, - подумав, сказала я. – А представьте, как Тони Старк первый раз увидел близко цветочки. И полез смотреть, где у них спрятан мотор.
- Но не нашел и решил, что это роботы, работающие на встроенной солнечной батарее.
- А когда не нашел батарейки, сказал: это хитрая нано-технология. Джарвис, почему не я запатентовал ее первым?
11 мая. Колин, я твой лучший фанат!
читать дальше- Каааа-тяяя! - вопила я на следующее утро. - Уже пора вставать! Приключения не ждут! До будильника еще десять минут, но я уже не сплю, так что вы тоже проснитесь!
- Идите умойтесь.
- Я уже умылась! А теперь вы идите умойтесь и нам пора искать фрески Феофана Грека!
- Мхххммм, - сказала Катя.
- Смотрите, красота-то какая! - бодро сказала я после завтрака. - Мы как будто в уездном городе!
- Мы и есть в уездном городе, Катя.
И мы отправились искать фрески Феофана Грека, которые должны были быть в какой-то церкви. Но никаких указателей на то, где ее искать, не было, единственным указателем на улице была прибитая к столбу среди кустов сирени табличка для туристов с надписью «Музей/Museum» и стрелочкой куда-то в небо.
В этой части города были только мы и корейские туристы, явно впечатленные всеми домами на своем пути, поскольку у местных построек есть свойство, которого в Корее, думаю, днем с огнем не сыщешь: стены далеко не всегда параллельны друг другу (чаще всего - нет). Окно может стоять прямо, а стены вокруг него – под углом в десять градусов. Колокольни наклонены кто куда может. Попадаются старинные здания, у которых ни одна стена вообще, кажется, не параллельна другой.
Мы зашли в одну из старинных церквей и решили, что это та самая, поскольку по церкви ходила пара юных туристов с толстой исписанной от руки ТЕТРАДЬЮ. Они переходили от фрески к фреске и каждую долго обсуждали. Мы тоже с умным видом посмотрели на стены и решили, что это и есть фрески Феофана Грека - но тут Печенька, к счастью, нашла плакат с историей этой церкви.
- Понимаете, он же был очень крутой! - неуверенно сказала я. - Он один из отцов русской школы церковных росписей!
- Катя, это церковь 16 века. Поздновато как-то для отцовства.
И мы пошли дальше. Церковь с Греком нашлась между тарзанкой и детским домиком из досок, построенным среди кустов.
Весь 20 век его росписи спасали и укрепляли как могли, но осталось все равно мало что. Но то, что осталось - это ВЕЩЬ.
Феофан был грек из Византии, и сначала расписывал все, что мог, дома, а потом его отправили на дальние рубежи, и тут он, видимо, решил – начальство далеко, распишу как хочу! На византийских росписях фигуры обычно очень статичные - стоят навытяжку. У Феофана фигуры начали наклоняться, поворачиваться, горбиться, складывать руки и менять выражения лица. Он стал иконой стиля для последующих живописцев. В честь него – правда, чуть попозже – даже назвали кратер на Меркурии! Он был революционером, как Ван Гог.
Помимо того, что осталось от фресок, в церкви была выставка репродукций других его работ - например, иконы «Успение» из московского собора: там у всех апостолов на ней такие славные, живые лица, каждая морщинка прописана, и видно, что им грустно-грустно, - думаю, Россия обалдела от восторга, когда увидела, как он рисует.
И правда: выставка сопровождалась цитатами из писем современников про Феофана. Но скоро мы поняли, что все эти письма, кажется, писал один и тот же человек. Некий Епифаний Премудрый был Самым Большим Огромным Фанатом Феофана Грека и писал всем-всем-всем своим друзьям
Вот, для примера, одна цитата:
"Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, среди иконописцев отменный живописец. Когда он все это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы, как делают это некоторые наши иконописцы, которые от непонятливости постоянно в них всматриваются, переводя взгляд оттуда сюда; а он руками писал, языком же беседуя с приходящими, а умом обдумывал далекое и мудрое, ибо премудрыми чувственными очами видел он умопостигаемую красоту. Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, возымев большую смелость, часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним говорить"
Мы так себе и представили:
Епифаний, пробиваясь сквозь толпу поклонников, которые часто приходили посмотреть, как пишет Феофан Грек:
- Господин Грек! Я ваш главный поклонник! Как я рад вас встретить, вы не представляете!
- Можешь называть меня просто Феофан.
- Вы так зело великолепно рисуете! Можно я вам подержу стремянку? Можно я посмотрю, как вы работаете? Может, вы хотите чаю из иван-чая? Баранок? Сушек? Варенья зело вкусного?
- Нет-нет, благодарю, все в порядке, я тут вообще-то работаю, и…
- ВЫ ТАК ХОРОШО РАБОТАЕТЕ!!!!
- Спасибо,
-
- Спасибо, Епифаний, это зело премило с твоей стороны.
- Вы так хорошо говорите по-русски!
- Спасибо, Епифаний.
- А можно с вами селфи на память сделать?
Дальше на выставке висела литография из средневековой книги, где был изображен Феофан Грек на лесенке, расписывающий церковь, вокруг толпа восхищенных лиц, а на первом плане стоит юноша с ведерком краски в обеих руках и таким лицом, как будто его сейчас от счастья хватит удар. «МАМА, СМОТРИ, Я ДЕРЖУ КРАСКИ ДЛЯ ФЕОФАНА ГРЕКА!!!!», было бы подписано в его Инстаграме, если б таковое зело прехитрое новшество было у него под рукой.
Выйдя из церкви, мы решили пройти по этой улице чуть дальше, посмотреть Новгород – к этому моменту мы были где-то минутах в семи от Кремля – и увидели, что Новгорода, в сущности, нет. Еще пять минут по улице, мимо избушек, деревенской собачки, бегающей от дома к дому, и открытой машины, играющей радио Шансон – потом остатки фундамента кирпичной стены века где-то 14-го – и город просто обрывается. Дальше – только поля, лес и речка. Я первый раз в жизни видела, чтоб город кончался так резко: улицы просто упираются в ничто. Хоть табличку вешай: "На этом месте Новгород – всё".
- Знаете, что меня расстраивает? - грустно сказала я. - Представьте, что вы родились в маленьком городке. И вот вы растете среди этих черемуховых деревьев, избушек, покосившихся столбов, заканчиваете школу, и у вас вопрос – что делать дальше? И два варианта: либо уехать учиться в Москву, огромный, злющий, каменный город, и еще неизвестно, что из этого выйдет – или остаться здесь. И оба варианта пугают вас до потери пульса. Понимаете, что я хочу сказать? У нас все как в той надписи на заборе в Костроме – «Россия для грустных». А знаете, что еще плохо? То, что вот мы с вами москвичи, и нам так же офигенно грустно, как и всем остальным. Разницы никакой нет. Хочется, чтобы людям стало немного повеселее, надоела эта древнерусская тоска!
- Знаете, это у вас горе от ума опять началось. У нас так всегда было – чем шире кругозор у человека, тем больше ему хочется спиться, чтоб не думать, - сказала Катя и придумала прекрасный способ снять с меня картонную голову Сергея Безрукова и вернуть в русло здоровой придури. - Слушайте, а давайте плотбанни придумаем – как, помните, в прошлом году про Капитана Римская империя? Представьте – жил да был богатырь земли русской, юный и…
- ПРЕЛЬСТИВЫЙ, - тут же повеселев, гаркнула я.
- Само собой! И он князь. И все это во времена феодальной раздробленности. И он ездит по разным княжествам и спрашивает совета, как надо править.
- … А дальше начинается игра престолов, скандалы, интриги и расследования. Только кто будет добрым молодцем? У нас с вами и фандома-то нет.
- Нам нужен кто-то крепкий и похожий на русского богатыря.
- ТОМ ХАРДИ, - хором сказали мы.
- Но в пару к тому Харди нужен Джозеф Гордон-Левитт. Вы уверены, что он потянет на роль богатыря земли русской?
- Придумаем что-нибудь.
И ПРИДУМАЛИ.
История, по-моему, получилась шедевральная, я возьму себя в руки, запишу ее и выложу отдельным постом, чтобы перечитывать долгими зимними вечерами. Мы уже хотели просто сесть в какое-нибудь кафе и там сидеть весь день ее придумывать, но потом решили, что достопримечательности сами себя не осмотрят, и пошли дальше.
- Знаете, трипэдвайзор говорит мне, что тут неподалеку есть большой торговый комплекс с уникальными сувенирами, называется «Галерея на торгу». Пойдемте поищем.
- О, мы же по дороге сюда проходили мимо сувернирного киоска! Может, это был он?
- НЕТ. Это должен быть роскошный торговый центр.
Ну, конечно, оказалось, что это он и был: двухэтажное маленькое здание, перед которым сидел большой плюшевый медведь в платье и играл на баяне. Внутри мы увидели самые странные вещи, какие только можно себе представить, вроде набора деревянных игрушек «Собери свой Новгород» или совершенно черного мишки в пионерском галстуке.
- Смотрите, негр-пионер!!! – радостно завопила я на весь магазин. Катя посмотрела на меня, как белый этик. То есть вот так:
- Ладно, ладно, афро-пионер, - проворчала я.
- Катя, он МЕДВЕДЬ. Он темный не в этом смысле, - строго сказала Катя, вертя в руках деревянное панно с изображением американского флага на Луне и подписью «НЕ ВЕРЮ».
Когда мне надоело разглядывать подставки для пультов в виде лягушек, разноцветные валенки, перстни с красноармейской звездой и прочие артефакты, которые любой иностранный турист должен немедленно приобрести и показывать дома пораженным соседям, я решила почитать книгу отзывов и предложений, где меня зело умилила последняя запись.
«Мы оренбургские парни очень поражены вашей красотой города Великий Новгород» (с).
- Я возьму вот этот магнитик, - мило сказала Катя продавщице.
- Это работа местного художника! – важно сказала продавщица, и мы покинули это чудесное место.
После этого мы осмотрели еще штук пять старинных церквей, расположенных на расстоянии нескольких метров друг от друга, увидели ту, в которой проходило новгородское вече, и задумчиво замерли перед заросшим травой пустырем, посреди которого в землю была воткнута табличка «Ведутся спасательно-археологические работы, завершение – конец 2014 года»(с).
Вокруг были только деревянные мостки в высокой траве и валялась чья-то стелька.
- Даже непонятно, то ли они уже все спасли, то ли пока не начали. Ладно, пойдемте в музей, берестяные грамоты посмотрим, - сказала Катя.
Но до музея мы так и не дошли, потому что есть нам хотелось больше, чем берестяных грамот, – и вместо культуры решили найти кафе, которое по рейтингу трипэдвайзора в городе на первом месте.
И вот, на ходу придумывая историю о том, как Эйдан Гиллен был князем новгородским, мы брели по солнечному городу. Мимо скамейки с сидящим на ней бронзовым медведем. Мимо магазина, где в одном помещении уместились «Баскин Роббинс» и «Крепкие Напитки Эконом». Мимо информационного стенда, на который прикреплена газета со статьей «Есть один ответ, и он у Ленина». Мимо памятника Александру Невскому, глядящему на Кремль («Смотрите, Катя, какой у него торс! Прямо как у Криса Хемсворта!»). Мимо заброшенного стадиона. Мимо заброшенного завода имени Ленинского комсомола, вокруг которого сгрудились киоски с шаурмой, трактир «Ленком» и магазинчик «Одежда, обувь, посуда, люстры, смешные цены» (с) – а над ними парит огромная советская мозаика на стене завода: космонавт, приветственно раскинувший руки.
Кафе оказалось действительно отличное, а после весь остаток дня мы гуляли по Кремлю, пили какао в какой-то сияющей под мягким вечерним светом булочной, бродили по улицам, и, знаете, многие города русские мы видели, но Новгород - он просто блеск! Прекрасное место. Будете проезжать мимо - обязательно заезжайте!
А знаете, что было самое сложное? Открыть глаза на следующее утро и понять, что на часах пять утра, ты лежишь на верхней полке, а поезд уже стоит на вокзале в Москве и вежливо ждет, когда ж ты из него выкатишься.
- Эй, друг, вставайте, домой пора! - трясла меня Катя.
- Мхмм, - ответила я.
Словом, отличное вышло путешествие. В следующий раз в Смоленск поедем.